Производитель бумаги и картона АО «Казахстан Кагазы» четвёртый год показывает неплохие финансовые результаты. Но большая часть прибыли до сих пор уходит на погашение долгов перед банками. За что расплачиваются «бумагоделы»? За просчёты во время кризиса или махинации бывших руководителей?

Дефолт «Казахстан Кагазы» связывают не только с мировым финансовым кризисом, но и с сомнительной деятельностью бывшего гендиректора компании и его заместителя. Ведь именно в тот момент, когда предприятие испытывало финансовые трудности, Максат Арип и Баглан Жунусов стали акционерами дубайской нефтяной компании Exillon Energy. Сами представители «Казахстан Кагазы» не хотят в разговоре поднимать эту тему. И на мой вопрос: «Что вы об этом думаете?» финансовый директор компании Аида Елгелдиева сказала: «Сейчас я не готова ответить».

ВСЁ, ЧТО ЗАРАБАТЫВАЮТ, ОТДАЮТ БАНКАМ

В кулуарах пресс-конференции ситуацию с дефолтом она объяснила так:

– Дело в том, что земельные участки для индустриальных целей были приобретены нами на пике цен. Потом грянул мировой финансовый кризис…

– Насколько нам известно, БРК подозревал компанию в использовании 10 млн долларов заёмных средств не по назначению.

– Это было заявление банка. Но мы тоже подключились к этому делу, провели своё расследование. Приглашали фискальные органы и ничего не подтвердилось…

В ходе пресс-конференции Аида Елгелдиева сообщила, что переговоры с БРК до сих пор ведутся. Но несмотря на то, что условия ещё не обговорены, компания погашает кредит.

– Переговоры проходят конструктивно, – сообщила финансовый директор. – Тем не менее всё, что мы зарабатываем, отправляем на погашение наших займов. Наш убыток составляет около 22 млн долларов. И оценочно порядка 16–17 млн долларов – это штрафы и пени банков. Мы надеемся достичь взаимоприемлемых условий. Тогда компания сможет отвечать по своим обязательствам, и банки получат свои деньги. Мы пересматриваем сроки и ставки кредитов. БРК мы должны порядка 70 млн долларов, Альянс Банку – порядка 40 млн долларов, включая проценты.

А ЗАРАБАТЫВАЮТ НЕПЛОХО

Между тем выручка Kazakhstan Kagazy PLC (материнская компания АО «Казахстан Кагазы») в 2012 году, согласно аудированной консолидированной финотчётности по МСФО, выросла на 2,1% и составила 81,7 млн долларов. Валовая прибыль выросла на 8%, до 37,8 млн долларов, EBITDA – на 10,5%, до 21 млн долларов, операционная прибыль – на 6,7% и составила 15,9 млн долларов, доходы по логистическому бизнесу группы увеличились на 15,8%, до 16,9 млн долларов.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

АО «Казахстан Кагазы» основано в 2001 году. Группа является крупнейшим производителем бумаги и упаковки из переработанного сырья, а также ведущим логистическим оператором и индустриальным девелопером в Казахстане и Центральной Азии.

– По логистическому сегменту мы являемся вторым игроком на рынке. Наши складские помещения снимают в аренду крупные фармацевтические компании. А у них очень высокие требования к складам. Думаю, что это важный показатель, – продолжила финансовый директор.

– Компанию можно отнести к предприятиям будущего, сберегающим энергию, – поддержал коллегу директор по связям с инвесторами АО «Казахстан Кагазы» Садыр Шагужаев. – При изготовлении бумаги из макулатуры на 30–35% меньше тратится энергии. В среднем компания перерабатывает порядка 50 тыс. тонн вторсырья, то есть сохраняет, как минимум, 500 тыс. деревьев. Это площадь леса в 10 кв. км. АО «Казахстан Кагазы» собирает макулатуру в 19 городах Казахстана. Только в Алматы открыты 5 пунктов приёма макулатуры. Мы поддерживаем инициативы общественных организаций по сохранению окружающей среды. Наша компания также социально ориентирована. Мы повысили нашим работникам заработную плату…

Единственное, что сегодня мешает развитию предприятия, – это долговое бремя.

ПРОЛЕТЕЛИ, КАК КАРТОНКА НАД КИПРОМ

О странной истории, связанной с экс-руководителями «Казахстан Кагазы», упоминалось в российской газете «Ведомости» в феврале 2012 года. Журналисты порылись в финансовых отчётах Exillon Energy и выяснили, что основным акционером компании является Cypcoserve ltd, учредителями которой являются Арип и Жунусов. Впрочем, финансовые документы находятся в открытом доступе, и всю эту информацию легко подтвердить. В отчёте Максат Арип фигурирует, как председатель группы. Управляющим директором Exillon Energy является ещё один представитель компании «Казахстан Кагазы» Алессандро Мэнги. «Бумажники» пришли в нефтянку в 2009 году: год спустя после того, как дочерняя компания АО «Казахстан Кагазы» совершила покупку 100% акций логистичекой компании «Астана Контракт». Приобретённое АО возглавил брат супруги Баглана Жунусова – Юрий Богдай. На тот момент у логистов уже были долги перед БРК. За 2007–2008 годы банк выделил порядка 96 миллионов долларов на развитие компании и строительство логистического центра. И, значит, «Казахстан Кагазы» должно было взять на себя это долговое бремя. Только деньги банку никто не возвращал. Дальше были переговоры о реструктуризации задолженности, объяснения, извинения. Но экс-руководители компании уже не участвовали в этом процессе. Они были увлечены сделкой по приобретению 50% акций Trans Siberia Co, во владении которого находятся российские аэропорты (газета «Известия» от 3 апреля 2012 года, «Роман Троценко сменил на Кипре своего партнёра»). По мнению российских коллег, бизнес-партнёром бывших «бумажников» является нынешний председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» и бывший министр нефти и газа Сауат Мынбаев. Согласно отчётности на сайте Банка России он является одним из собственников инвесткомпании Meridian Capital Ltd, которой принадлежит другая половина акций Trans Siberia Co.

Между этими господами могут быть и родственно-дружественные отношения. По информации на сайте АФН, супругой Мынбаева является Калиева Жанар Салаватовна, её сестра Калиева Анжелика Салаватовна замужем за Нурболом Султаном. В 2001–2004 годах этот г-н был членом совета директоров ОАО «KazTransCom», а с 2008 года возглавлял Meridian Capital Ltd. В 2003 году генеральным директором ОАО «KazTransCom» был Баглан Жунусов, его заместителем – Максат Арип. Возможно, они не случайно оказались в «одной упряжке» с Мынбаевым. Между тем сам Сауат Мухаметбаевич на наши многочисленные вопросы об аэропортах, предприятиях на Кипре и сомнительных бизнес-партнёрах ответил: «С Максатом Арипом я даже не знаком. Баглана Жунусова знаю как альпиниста, но никаких официальных или деловых контактов с ним не имел»…

Не будем вдаваться в тонкости самолётно-нефтяного бизнеса. Но, по всей видимости, кому-то достались скважины и аэропорты, а кто-то пролетел, как картонка над Парижем. Или над Кипром. Уже после пресс-конференции АО «Казахстан Кагазы» прислало сообщение, в котором сказано: «В соответствии с решением Высокого суда Лондона от 02 августа текущего года Kazakhstan Kagazy PlC получила право на замораживание международных активов двух бывших акционеров и директоров компании – Баглана Жунуса и Максата Арипа. В результате расследования, проведённого советом директоров компании и назначенными им консультантами, было обнаружено, что в период с 2005 по 2009 год из компании были выведены незаконным образом денежные средства в размере около 150 миллионов долларов США».

ОТ РЕДАКЦИИ

«Мегаполис» уже год занимается расследованием причин дефолта АО «Казахстан Кагазы». Но на все запросы, которые мы присылали ранее, «бумагоделы» отвечали: «Компания не может комментировать заданные вами вопросы. Вся информация о текущей деятельности компании доступна на веб-сайте». Почему представители компании не хотели раскрыть информацию? Боялись реакции своих бывших высокопоставленных начальников? Партнёров? Неужели нужно было дождаться решения Высокого суда Лондона, чтобы высказать свои подозрения в отношении экс-руководителей?