В ближайшие годы озеро Балхаш может повторить судьбу Арала, исчезнув с лица земли. Генеральный директор Казахстанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства Куаныш Исбеков уверен, что, если Казахстан и Китай в спешном порядке не решат вопрос об объёмах водозабора из реки Или, еще одной экологической катастрофы не избежать.

– Куаныш Байболатович, в каком состоянии на сегодняшний день Балхаш-Алакольский бассейн и, в частности, озеро Балхаш?

О Балхаш-Алакольском бассейне говорить можно много. Ведь он включает в себя такие значительные для республики водоёмы, как озеро Балхаш, реку Или с обширной дельтой, Капшагай и Алакольскую систему озёр. Это водоёмы республиканского и международного значения. Все они являются рыбохозяйственными, и после Урал-Каспийского бассейна рыбные запасы Балхаш-Алакольского бассейна стоят на втором месте. Что касается гидрологии Балхаша, если судить непосредственно по озеру, то период с 1998 по 2006 год был наиболее полноводным, уровень воды поднимался на 1,5 метра, это очень хороший показатель для Балхаша. Связано это прежде всего с природными факторами, так как Балхаш, как и все крупные водоёмы, имеет природный цикличный характер повышения-уменьшения уровня водности. И период с 1998 по 2007 год как раз пришелся на уровень повышения, был высокий паводок как по реки Или, основной артерии Балхаша, так и по рекам Каратал, Аксу, Лепсы и Аягуз. Но начиная с 2007 года мы наблюдали снижение уровня, связанное с тем, что в Или стало меньше поступать воды, так как уменьшился сброс с Капшагайской ГЭС. Но винить только ГЭС нельзя, так как и станция зависит от притока воды в само Капшагайское водохранилище. В этом году такая мрачная картина не наблюдается, идет подъем воды. Получается, что два года у нас шёл спад, а в этом году уже большой паводок, и естественно, что уровень озера стал выше. Это очень радует. Потому что позволяет надеяться, что темп спада уровня воды будет более или менее стабилен, чем в минувшие не столь устойчивые годы.

– Какие основные причины резкого падения уровня воды?

Причин здесь много. Но прежде всего на уровень воды влияет цикличность многоводности и маловодности. Это природные причины. Но есть и антропогенные. Так как основная артерия Балхаша – это река Или, которая является трансграничной с Китаем, то в первую очередь большой объем воды отнимается на территории КНР, точнее, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Сейчас на этой территории ведутся работы по отведению стока воды по Или и активное строительство водохранилища. Этот регион развивается, сельское хозяйство, промышленность, людские потребительские нужды, поэтому есть объективные причины, почему мы должны опасаться за будущее Балхаша. По нашим данным, уже сейчас отнимается более 3,4 кубокилометра воды, и, если дальше темпы будут нарастать, то это приведет к тому, что уровень воды в Балхаше и других водоёмах будет катастрофически снижаться. Кроме того, и нерациональное использование в нашей республике вносит свою лепту. Мы провели исследования и рассмотрели 12 вариантов, что будет с озером Балхашом в случае водозабора из Или на территории Китая от 1 до 4,5 кубокилометра. Например, если в маловодные годы Китай будет забирать кубокилометр воды из Или, озеро уже разделится на изолированные водоёмы. И если в такие же маловодные годы произойдет забор 4,5 кубокилометра, то западный Балхаш вообще высохнет, а восточный разделится на несколько частей и будет существовать в виде отдельных водоёмов с привязкой к своим водотокам. Естественно, это повлечёт повышение солёности воды, и те виды рыб, которые сейчас там обитают, вымрут. Вот такие неблагоприятные прогнозы, которые грозят нам еще одной экологической катастрофой.

– Получается, что Балхаш может повторить судьбу Арала?

Да. Сейчас зачастую СМИ сравнивают потенциальную угрозу для Балхаша с Аралом. И если произойдёт такая экологическая катастрофа, то это непосредственно повлияет не только на рыбную отрасль, но и отразится на экономике, возникнет социальная напряжённость, пострадает и сельское хозяйство. Сейчас очень тяжело предвидеть все негативные последствия. Но если ничего не предпринимать, то проблемы будут расти как снежный ком. Мы уже потеряли Арал и сейчас можем стать свидетелями такой же ситуации на Балхаше. Это, конечно, недопустимо.

– А какие действия предпринимаются со стороны вашего НИИ, чтобы всё же не допустить ещё одной экологической катастрофы?

– Наше ведомство подотчётно Комитету рыбного хозяйства, которое входит в состав Министерства сельского хозяйства, и мы постоянно отправляем туда все наши исследования. Кроме того, мы неоднократно говорили о наших пессимистичных прогнозах и в СМИ, и на конференциях, и на учёных советах. Наши учёные являются членами комиссий, которые рассматривают вопросы трансграничного бассейна той же реки Или, Иртыша. То есть мы об этом открыто говорим, но такие вопросы мы решать не можем. Это нужно делать на правительственном уровне, достигая дипломатических соглашений. Однако на сегодняшний день Китай не ратифицировал ни один международный договор, регулирующий вопросы трансграничных водоемов. Мы разговаривали с представителями из Китая на эту тему, но учёные, к сожалению, такие вопросы не решают. А тревогу бить уже пора. Но в одиночку Минсельхозу не справиться, здесь нужно объединять усилия и бороться вместе. Я всё же надеюсь, что наши государства смогут найти общий язык, подписать соглашения. Мы не должны допустить еще одну экологическую катастрофу.