Никогда в истории Алматы столько не копали, как в 2012 году. Шесть развязок, объездные дороги, новые съезды… Но в следующем году строить будут ещё больше.

Факт № 1: Строительство развязок будет завершено к сентябрю 2013 года

Строительство развязок идёт с опережением графика в отдельных случаях. Многие проезды, например, на Аль-Фараби – Мустафина, открыты раньше времени.

На Аль-Фараби – Розыбакиева до середины декабря планируется открыть туннельную часть развязки – проезд над Аль-Фараби. Съезды и кольцевые развороты будут доделаны уже в следующем году, к сентябрю.

На развязке на Халиуллина власти обещают открыть проезд 10 декабря, а благоустройство и отделка будут завершены в следующем году.

Завершение работ по развязке Момышулы – Райымбека также запланировано на следующий год, но ситуацию здесь осложняют судебные процессы по выкупу частных земель. Но полукольцо, обеспечивающее движение в западном направлении, будет открыто уже в этом году.

Факт № 2: Строительство активизируется в апреле 2013 года

Сейчас на строительстве развязок – относительное затишье. Как только завершится текущий отопительный сезон, строительство развязок в Алматы вновь активизируется. За несколько месяцев, до осени 2013 года власти намерены завершить строительство. Для укладки асфальта нужна температура воздуха в 15 градусов выше нуля, и ждать её придётся до следующего лета. На июль-август 2013 года запланирована укладка последнего слоя асфальта практически на всех развязках.

В дополнение к уже строящимся развязкам власти начнут строительство ещё нескольких объектов:

– соединение улиц Момышулы и Акын-Сара;

– выход от улицы Акын-Сара на Бурундай;

– развязка на улицах Сейфуллина и Жансугурова;

– развязка на улицах Рыскулова и Емцова;

– подземный разворот с Аль-Фараби на Ремизовку (напротив гольф-клуба).

Факт № 3: Новые развязки – без гранита

Одно из отличий вновь строящихся развязок от уже построенных – отсутствие гранитных плит в облицовке. Оказалось, что гранит создаёт проблемы в дальнейшем: плиты осыпаются и бьются, повреждаются при ДТП, и найти им замену, подобрать точно такие же по цвету плиты очень проблематично. Поэтому сейчас делается облицовка бетоном.

Факт № 4: Парковаться на Абая не запретят. Пока

Идея ограничить парковку частного автотранспорта по проспекту Абая родилась в рамках проекта «Устойчивое развитие транспорта Алматы», который финансируется по линии ПРООН. В основе предложения – необходимость выделения отдельных полос для общественного транспорта и положительный опыт, который дал такой запрет на улице Фурманова и проспекте Аль-Фараби. На всех остальных улицах города остановка автобуса во второй полосе из-за обилия припаркованных машин – увы, нормальное явление. Между тем важно, чтобы общественный транспорт снова стал транспортом – и на нем можно было доехать до пункта назначения, а не стоять в пробке. Тем более, что число общественного транспорта в следующем году существенно возрастёт: откроется ещё один автобусный парк, число троллейбусов удвоится.

Тем не менее конкретных сроков по ограничению парковки на проспекте Абая нет.

Факт № 5: Платного въезда в город или отдельные районы не будет

Причина проста: законодательство не позволяет этого сделать, нет у местных исполнительных органов таких полномочий. Даже Управление дорожной полиции может лишь, например, ограничить территории для въезда крупнотоннажного транспорта. Но есть другие механизмы разгрузки движения на улицах, которые рассматриваются городскими властями – например, перевести на ночной режим работы транспорт, который доставляет товары в магазины.

Факт № 6: Иногородних машин стало больше

Камеры, установленные по периметру Алматы, в этом году показали рост миграции транспорта – в отдельные дни в город въезжает до 250 тысяч автомобилей. Ранее называлась цифра в 200 тысяч автомобилей. Город с трудом выдерживает такой поток – и, чтобы снизить его, власти в следующем году активизируют работы по строительству кольцевой дороги и её «подключению» к Алматы, чтобы весь транзитный транспорт, который идёт с хоргосского направления, из Енбекшиказахского района, проходил мимо центра города.

Факт № 7: Толе би пробьют до БАКАДа

Это одно из решений по строительству выходов на Восточную объездную дорогу. Такое решение позволит заезжать в Алматы с объездной дороги и частично разгрузит Аль-Фараби. На стыке Толе би и БАКАДа будет построена развязка. На время строительства движение по Толе би перекрыто не будет, а основной маршрут пробивки магистральной улицы пойдет южнее Центрального парка культуры и отдыха. В рамках пробивки запланировано строительство одного тоннеля и двух мостов. Объем работ здесь на 3 года, сейчас уже на проект выделено 2 млрд тенге.

Факт № 8: На 2013 год запланирована перестройка трассы Алматы – Капчагай

Каждое лето на этом направлении возникают перегрузки – алматинцы рвутся на отдых. Полотно дороги изношено до предела, и трасса давно не отвечает современным требованиям. Проект реконструкции дороги, которая начнётся в следующем году, предполагает расширение трассы до 3-х полос в каждую сторону.

Кроме того, будет построена магистраль для городов-спутников, параллельная капчагайской трассе.

Факт № 9: Больше развязок не будет

Такого масштабного строительства, которое началось в Алматы в этом году, в городе больше не будет – в ближайшие 2-3 года. Власти планируют завершить начатое и взяться за новое направление: строительство объездных магистралей и соединение города с ними. Между департаментом автомобильных дорог, акимом Алматинской области и Министерством транспорта подписан 3-летний договор, в рамках которого будут создаваться магистральные выезды из Алматы. Ближайшие проекты здесь – БАКАД и реконструкция трассы Алматы – Капчагай.

В итоге за минувшие 4 года в транспортную инфраструктуру, капитальный ремонт улиц, строительство дорог, развязки, пешеходные переходы было вложено 263 млрд тенге.