Чем дышит и живёт казахстанское здравоохранение, управляющий директор по стратегии Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Нурлан Касимов знает не понаслышке. Прежде, чем занять эту должность, он прошёл долгий путь – от рядового хирурга до руководителя районных и республиканских медучреждений, включая управления здравоохранения регионов. В Фонде медицинского страхования Нурлан Каукенович работает с января 2019 года.

Корреспондент Informburo.kz поговорил с ним о том, насколько выгодна пациентам новая модель здравоохранения, которая запустится в стране с 1 января 2020 года, как она будет работать в разных ситуациях и кому жаловаться при ненадлежащем уровне лечения.

Нурлан Каукенович, приведите самый простой и наглядный пример преимуществ обязательного медицинского страхования.

– Давайте проведём нехитрый расчет. Итак, берём в качестве примера сельского жителя, который с 1 января 2020 года планирует приобрести обязательную страховку через единый социальный платёж. Ежемесячное отчисление (ЕСП) для сёл – 1262 тенге. В течение года сельский житель потратит на страхование 15144 тенге. За эту сумму Фонд страхования компенсирует ему затраты на медицинскую помощь или обследование любой степени сложности и дороговизны.

Но если человек не хочет приобретать обязательную страховку, ему придётся платить за лечение полную стоимость. Например, кардиохирургическая операция в среднем обойдётся ему в 1,5 млн тенге. Замена коленного сустава – 1 млн тенге. Даже элементарная операция по удалению желчного пузыря обойдётся в 116 тыс. тенге. По-моему, выбор тут очевиден.

– И ещё один часто задаваемый вопрос: будет ли страховка покрывать лечение, если человек по каким-то причинам прерывает график страховых взносов?

– Даже если работодатель или сам гражданин прерывает взносы, его страховка будет действовать ещё три месяца, и только потом ему придётся платить за лечение полную стоимость.

Чтобы восстановить страховку, придётся внести в Фонд страхования накопившуюся задолженность за пропущенные месяцы, начиная с 1 января 2020 года. Например, если вы не выплачивали взносы до мая 2020 года, то следует сделать отчисления за пять месяцев. Лимит на количество пропущенных месяцев – не более 12.

– Перейдут ли в новый пакет ОСМС какие-либо бесплатные виды лечения, которые доступны в пакете гарантированной медицинской помощи?

– Пациенты не потеряют ничего из того объёма бесплатной медицинской помощи, который долгие годы государство оплачивает сполна. На самом деле, количество видов лечения, на которые может рассчитывать любой гражданин даже без медицинского страхования, очень обширен.

Бесплатными остаются практически все услуги в поликлиниках, кроме дорогостоящих видов обследования. Бесплатным остаётся весь комплекс лечения по социально-значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

Добавьте сюда наблюдение хронических заболеваний и острых состояний – в сумме получится без малого 70% всех случаев заболеваний, на лечение которых государство выделяет средства независимо от наличия статуса застрахованности.

– Расскажите о частных клиниках и лабораториях, которые будут лечить нас по страховке – насколько они охотно идут на сотрудничество с Фондом?

– О желании частного бизнеса сотрудничать с нами говорят цифры: в базе потенциальных поставщиков фонда состоит около 2 тыс. медицинских организаций, из них 60% - частные. Среди поставщиков фонда, имеющих прямые договоры, доля частных медицинских компаний составила 50% от всех лечебных организаций и лабораторий, участвующих в ОСМС. Кроме этого, определённое количество частных медицинских организаций имеют договоры соисполнения с поставщиками медицинских услуг. Для частной клиники партнёрство с Фондом означает гарантированный поток денег на так называемый комплексный подушевой тариф и диагностические услуги. Проще говоря, они получают от нас деньги на лечение застрахованных граждан, и это очень выгодно для них.

В свою очередь, мы будем полностью контролировать качество оказания медицинской помощи населению.

– Но если всё же пациент будет не удовлетворён уровнем лечения, куда он может адресовать жалобы или вопросы?

– Многие претензии решаются довольно оперативно, если больной обратится с жалобой прямо в регистратуру клиники или лаборатории. Заполнив заявление, он тем самым запустит механизм проверок внутри самого учреждения.

Но если на этом уровне вопрос не решился, стоит обратиться непосредственно в наш Фонд социального медицинского страхования. Мы готовы защищать интересы наших пациентов.

Для этого есть как минимум два канала обратной связи: во-первых, работает единый контакт-центр по номеру 1406, причём, звонки принимаются до 12:00 ночи; во-вторых, есть и онлайн-способ: раздел «Народный контроль» непосредственно на сайте.

Хочу добавить, что все жалобы рассматриваются в индивидуальном порядке, так что призываю граждан активно сообщать нам обо всех проблемах.