В день памяти одной из самых трагических страниц истории страны на различных онлайн-платформах запустили серию круглых столов, документальных публикаций, видео-экскурсий и видео-лекций, которые рассказали о том, что в прошлом веке на территории современного Казахстана создали самые крупные подразделения ГУЛАГа: КарЛаг, Степлаг, АЛЖИР, Песчанлаг, Жесказганлаг. В лагерях, в тайге Риддера, находилось до 10 тысяч политзаключённых – в основном представители культуры, учёные и инженеры. Всего на территории страны в 11 спецлагерях содержалось почти 2 миллиона человек, многие из них погибли.

Ко Дню памяти жертв политических репрессий в централизованной библиотечной системе имени Оралхана Бокея в онлайн-режиме запустили серию документальных публикаций под рубриками "Жаралы жылдар жаңғырығы" и "Истерзанное сердце". Пользователи социальных сетей могли ознакомиться как с отрывками из книг казахстанских писателей: М. Мусина, Г. Бельгера, Е. Кузнецовой, В. Могильницкого, А. Әлжанова, Б. Қойшыбаева, так и с документальными эссе и материалами о восточноказахстанцах, пострадавших от массовых политических репрессий и периода голода.

Областная библиотека имени А.С. Пушкина презентовала тематическую книжную выставку литературы, освещающую события тех трагических лет. Были представлены книги: "Летопись народной трагедии", "Страницы трагических судеб", сборник "Красный террор: политическая история Казахстана", документальная повесть "Великий джут". В "Книге скорби" впервые отражены списки граждан Восточно-Казахстанской области, пострадавших в годы политических репрессий. Каждый посетивший страничку пользователь узнал о том, что в Казахстан были депортированы целые народы: сотни тысяч корейцев, турок, иранцев, курдов и азербайджанцев. А в послевоенные годы массовой депортации подверглись немцы, греки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары и другие.



Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей опубликовал в социальных сетях видео-экскурсию "Жизнь во имя свободы" и видеолекцию "Трагические страницы истории края". Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник ВКО выложил видеолекцию "Жертвы репрессий". Сотрудники музея-заповедника рассказали о представителях казахской национальной интеллигенции, видных деятелях науки и культуры, пострадавших в результате политических репрессий: А. Букейханове, М. Дулатове, А. Байтурсынове, Ж. Аймауытове и других, сыгравших важную роль в становлении независимости Республики Казахстан.

В Восточном Казахстане среди репрессированных были руководители региона – Свердлов, Юсупов, Бектасов, Куленов. Почти все служители культа, среди них – священник Борис Герасимов и мулла Жанкулов. Поэты Павел Васильев и Шакарим Кудайбердиев. Репрессии обрушились на руководителей рудников и шахт. Режим террора выкашивал целые семьи.

Усть-Каменогорский музей памяти жертв политический репрессий наглядно показывает страшные страницы истории тех лет. Все его экспонаты были собраны по крупицам. Неотправленные письма, чудом сохранившиеся фотографии заключённых, железная посуда и книги, которые прятали и передавали из рук в руки. В музее постарались передать атмосферу и быт лагерей. Реабилитация сталинских заключённых началась с 1954 года, а уже в 1991 году был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий. Многие так и не дожили до того дня, когда были полностью оправданы. Благодаря рассекреченным архивам историкам ВКО удалось поимённо восстановить списки репрессированных, места их захоронений. И для потомков правда о родных открылась только сейчас.

Истории многих людей поражают. Репрессированная Айсипа Байжикенова рассказывает, что её отец работал председателем колхоза, кто-то из завистников отправил анонимку в КГБ, якобы его жена – дочь бывшего бая. Семью Байжикеновых выселили на крайний Север, а отца отправили на урановые рудники.

"Это нелегко сказать, языком не скажешь, просто невозможно было. И меня всё время бригадир бил. Это невозможно было, я дочь врага народа. В месяц 2 раза ходили в КГБ отмечаться, если вовремя не придёшь – штраф. Вот так жили и думали, навек уже на севере останемся, но при Хрущёве – если отсидел 10 лет, можно ехать".

Дочь репрессированного Валентина Котлярова со слезами на глазах делится воспоминаниями тех страшных лет. Её отец заведовал сельской библиотекой, когда на него поступила анонимка, он был осуждён, как враг народа.

Валентина Котлярова совсем недавно посетила могилу отца, со станции. 10 лет лагерей, потом долгие годы жизни с клеймом врага и наконец долгожданная реабилитация. По сути судьба каждого репрессированного – это трагедия длиною в жизнь. Их дети вспоминают, что теплота, гостеприимство казахстанского народа отогрело миллионы сердец.

"Если бы не радушие местного населения, было бы гораздо тяжелее. Поэтому нам не надо об этом забывать и надо быть всегда благодарными тем, кто в свое время принял изгнанных", – считает потомок репрессированного Евгений Шумахер.

31 мая, День памяти жертв политических репрессий, напоминает о том, какие испытания выпали на долю предыдущих поколений, и помогает осознавать достижения суверенитета, главными из которых являются мир и согласие в казахстанском обществе.