Усиление мер по предотвращению коррупции в автоЦОНах Казахстана: отказ от бумажных носителей и борьба с подделками сертификатов
В ходе мониторинга были обнаружены недостатки в оказываемых государственных услугах, нормативных правовых актах, а также в существующих информационных системах, создающих благоприятные условия для совершения противоправных действий.
Несмотря на проводимую работу по цифровизации услуг и процессов, некоторые работники спецЦОНа с целью незаконного материального обогащения продолжают вступать в преступный сговор с третьими лицами, оказывая им незаконное содействие в решении вопросов граждан.
В текущем году городским антикоррупционным ведомством расследовалось уголовное дело в отношении заместителя руководителя специализированного отдела №1 по обслуживанию населения филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по г. Алматы".
Указанный чиновник подозревался в завладении мошенническим путём денежными средствами местного предпринимателя в сумме 930 тысяч тенге под предлогом беспрепятственного приёма документов и допуска к сдаче экзаменов курсантов автошколы для получения водительских прав.
В целях исключения повторных уголовных правонарушений Антикоррупционной службой внесено представление по устранению причин и условий, способствующих совершению уголовных правонарушений, в адрес центральных государственных органов (НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан", Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения).
Результатом исполнения рекомендаций стала интеграция информационной системы центров с доработанной автоматизированной информационной системой "Автошкола", исключающая использование бумажных носителей и подделку сертификатов об окончании курсов вождения.
Кроме этого, путём интеграции с информационной системой амбулаторно-поликлинической помощи Министерства здравоохранения реализована техническая возможность приёма медицинских справок формы 073/у в электронном формате в информационной системе государственной корпорации ИИС ЦОН 2.0.
Ввиду наличия в филиалах "помогаек" НАО "ГК "Правительство для граждан" рекомендовано внесение изменений в должностные инструкции сотрудников НАО путём возложения персональной ответственности за неофициальные контакты и содействие лицам, оказывающим незаконные платные посреднические услуги гражданам.
Указанные ограничения должны распространяться и на работников, непосредственно оказывающих государственные услуги либо имеющих доступ к персональным данным физических и юридических лиц и/или иной информации, доступ к которой ограничен.
Вместе с тем необходимо отметить, что с 1 января 2025 года работники государственной корпорации, оказывающие госуслуги и имеющие доступ к персональным данным, приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и будут являться субъектами коррупционных правонарушений.
По итогам совещания представители центральных государственных органов отметили, что внесённые изменения по интеграции информационных систем и совершенствованию процедур оказания государственных услуг позволят устранить и снизить коррупционные риски в данной сфере.