Сумка в форме юрты. Louis Vuitton заинтересовала креативная идея казахстанского дизайнера
Молодой казахстанский дизайнер Айнур Полатова смогла заинтересовать своими разработками французский модный дом Louis Vuitton, принадлежащий самому богатому человеку в мире – Бернару Арно с состоянием в 226,4 млрд долларов.
"Полгода назад я открыла свой бренд под названием Talapai. Я часто видела, как молодёжь в антикафе играет в разные игры, но они все импортные. Тогда я подумала: есть ли у нас, у казахов, игры, которые можно использовать в настольном формате? Я ходила по библиотекам, разговаривала с этнографами. Спустя три месяца, в ноябре, я создала бренд, в котором воссоздала наши национальные казахские игры, где-то их немного преобразовала. И сейчас у меня есть пять игр. Поначалу мало интереса, мало веры было в этот проект", – рассказывает Айнур.
Мотивом для запуска проекта Айнур называет диагноз, который ей поставили год назад. Она пришла с гриппом на МРТ, где врачи диагностировали ей рак. После долгого лечения и обследований в столице Айнур сказали, что она здорова. Этот случай заставил девушку переосмыслить свои жизненные цели, начать делать что-то полезное для других людей. На заёмные деньги Айнур решила начать проект по созданию национальных игр, отказавшись от его продажи, хотя несколько раз покупатели предлагали приличную сумму.
Айнур начала предлагать созданные ею настольные игры через Instagram 9 декабря и уже через четыре дня продала первую игру. Стоимость одной игры составляет от 7 до 30 тысяч тенге. Игры Айнур – hand made, определённые компоненты ей приходится пока заказывать, но дизайнер планирует открыть собственный цех по их выпуску, и тогда не исключено, что цены на игры снизятся вслед за себестоимостью.
На разработку одной игры уходит около месяца, она представляет из себя футляр в форме сумки, раскрывая которую, можно играть с помощью специальных камней. Всего Айнур разработала пять игр. Две из них складываются в коробки, в том числе игра "Бес тас", о которой многие взрослые уже знают и умеют в неё играть. Другая игра – "Кумар" с асыками – является забытой. Третья игра – "Бесимше" есть в двух вариантах, она похожа по принципу и стратегии игры на "Тогыз кумалак", но ячейки поменьше и в каждой из них по пять камней. Также есть и сама игра "Тогыз кумалак".
Первым стал покупатель из Уральска, чей адрес Айнур помнит до сих пор. Он сделал заказ на 94 тысячи тенге – эта сумма казалась дизайнеру тогда очень большой. Клиент купил игры, чтобы использовать их в детском учреждении.
В январе этого года произошел скачок в продажах, интерес к проекту возрос. С начала продаж настольных игр удалось продать около 200 наборов. Высокий спрос – в Алматы и Астане. К примеру, недавно только одна столичная компания купила игр на 675 тысяч тенге. Дизайнер планирует открыть официальные офисы продаж в Алматы и Астане.
"Моим проектом заинтересовались журналисты, стали приглашать на телеканалы. А потом я получила приглашение от Louis Vuitton. Как это произошло? В январе появился большой спрос на мои игры. Люди начали искать их на витринах магазинов, хотя я их продавала и до сих пор продаю через Instagram в онлайн-формате. Я ходила по торговым центрам, предлагая свои игры, но интереса не было, и один человек мне порекомендовал написать какому-нибудь бренду. Я вспомнила, что недавно Louis Vuitton открыл в Швейцарии свой магазин в форме юрты, и написала модному дому письмо. Объяснила, что делаю национальные игры и одна из них похожа на юрту. Предложила им всё это связать и создать сумку в форме юрты, так как для них это было бы тоже новостью. Я вообще не ожидала, что они мне ответят. Но через две недели получила ответ, что им эта идея интересна и можно поработать. Они пригласили меня к себе во Францию", – рассказала Айнур Полатова.
В это же самое время Айнур как раз подавала документы на обучение по академической мобильности в Германии. Для этого нужны были деньги, чтобы подать заявку на визу и на прочие расходы.
"Уже в этот момент я поняла, что проект успешен и развивается, начались разные коллаборации. Мне помогла директор департамента креативного туризма Kazakh Tourism Ирина Харитонова. Я просто ей написала, и буквально через два дня она решила мою проблему – проектом заинтересовался ещё и ForteBank. Я хочу сказать большое спасибо за то, что ForteBank и Kazakh Tourism поверили в мой проект, потому что в какой-то момент я вообще отказалась от своей мечты и не хотела уезжать отсюда. Но они сказали мне: нужно бороться до конца", – отметила дизайнер.
Старший банкир направления маркетинга Forte Александр Кутдусов рассказал, что банк продолжает активно поддерживать творческих людей, поэтому заинтересовался возможностью поддержать молодого дизайнера Айнур Полатову.
"Мы как финансовый институт давно поддерживаем креативный класс и креативную индустрию. Поэтому активно вовлекаемся в такие проекты. Например, сотрудничаем с Be hype – площадкой креативных ребят, через которую можно продвигать инициативы и продукты банка. Проект с Айнур и Kazakh Tourism для нас – это очередной шаг в развитии креативной индустрии. Мы видим в этом потенциал. Сейчас настал момент, когда нужно поддерживать проекты талантливой молодёжи с акцентом на национальные атрибуты, на это есть большой запрос в обществе. И мы как банк никаким образом не претендуем на коммерческую составляющую, которая будет у Айнур в коллаборации с Louis Vuitton", – подчеркнул он.
У Айнур уже есть наброски и мысли о том, что она представит известному модному дому. В их числе известные казахские орнаменты и формы, а также её собственные наработки. Французы дали время подготовиться и приехать в Париж до 10 июня. Дизайнер подала заявку на получение патента через "Казпатент", чтобы защитить права на созданные ею продукты. Она отмечает, что постарается сделать это до отъезда в Париж.
"Для Казахстана этот проект бесценен в качестве примера, когда молодой начинающий дизайнер может работать с большими мировыми брендами. Именно этот шаг очень важен для Казахстана. Это, в том числе, страновой имидж, который продвигается за счёт молодых и талантливых казахстанцев", – считает Александр Кутдусов.
Ирина Харитонова отметила, что креативная индустрия является новым направлением для Казахстана, разрабатываются различные направления господдержки. После того как Айнур связалась с Kazakh Tourism, компания опубликовала видеообращение, и практически все подготовленные к Наурызу игры были проданы буквально за сутки.
"Это говорит о том, что это очень востребованный товар. Мы хотим подхватывать таких ребят и помогать им. Не всегда помощь заключается только в инвестициях и финансах. Коммуникации, обучение маркетингу и продвижению также важны. Креативность в том и заключается, что у тебя есть какая-то идея, а наша задача – помочь эту идею упаковать, апгрейдить, найти соинвесторов, потому что в случае с Forte это будет не просто благотворительная акция. Будет выпущен совместный продукт – это будет коллаборационная игра Айнур и Forte Bank", – сказала Ирина Харитонова.
В будущем рассматривается возможность создания Айнур игры, где будут представлены различные туристические точки Казахстана.