"Сулейманджи": история появления религиозного течения
В начале текущего года пресс служба Департамента полиции города Алматы сообщила, что детские пансионаты в Алматы подозревают в подталкивании детей к суициду.
Проведенные обыски подтвердили наличие иностранной религиозной литературы и учебных материалов, в том числе признанных в Казахстане экстремистскими и запрещённых к распространению.
В одном из выпусков канала Nartay Aralbayuli в видеохостинге Youtube представитель Ассоциации благотворительных учреждений "Жибек жолы" Ашабай Медетов отметил, что данная организация не отрицает свою симпатию к религиозному течению "Сулейманджи".
А что такое "сулейманджи"? Это новое религиозное течение или школа определённого исламского ученого?
Согласно данным из открытых источников "Сулейманджи" – это религиозная организация, образованная в Турции в 1957 году. На сегодняшний день в мире насчитывается около 2 тысяч учебных заведений и так называемых "благотворительных пансионатов", принадлежащих "Сулейманджи".
Основателем "Сулейманджи" является Сулейман Хильми Тунахан (1888-1959 гг.) – османский и турецкий алим, шейх тариката Накшбандийя. Религиозное течение "Сулейманджи" прибыло в Казахстан в начале 90-х годов, о количестве их реальных сторонников в настоящее время неизвестно. По религиозным убеждениям течение "Сулейманджи" близко к суфийскому учению. Как и в суфизме, у них имеется понятие "рабита", то есть духовная связь с учителем (Сулейманом Хильми Тунаханом) при вступлении в транс и поклонение его фотографии.
Как отмечает ряд источников, во время религиозных обрядов используются гипноз, самовнушение, транс, в ходе которых как бы ментально устанавливается духовная связь с Сулейманом Хильми Тунаханом. Его представляют как сакрального посредника между Аллахом и человеком.
Как отмечает сайт Духовного управления мусульман Казахстана, после того как Сулейман Хильми Тунахан умер в 1959 году, его путь продолжили ученики, и их стали называть "Сулейманджи". В публикации от 1 ноября 1978 года в турецкой газете "Дюнья" "Сулейманджи" упоминаются как секта, которая противостояла турецкому муфтию, называя его официальное духовенство "армией сатаны".
"Сулейманджисты" в 80-х годах прошлого века тайно и активно проповедовали свое учение среди членов "Партии справедливости", имеющей политическую власть в Турции чтобы заручиться их поддержкой. До государственного переворота 1980 года в Турции лидер течения Кемаль Качар (зять Сулеймана Тунахана) был депутатом парламента от "Партии справедливости". Также в турецких СМИ отмечается, что конечной целью "сулейманджистов" было увеличение числа своих сторонников и создание теократического государства вместо светской республики.
С 2000 года "сулейманджистов" возглавлял Ахмед Ариф Денизолгун, племянник Сулеймана Хильми Тунахана, а с 2016 года – возглавляет Алихан Куриш (правнук Сулеймана Тунахана и племянник Денизолгуна). По словам "сулейманджистов", их основная цель – это обучение религиозной грамотности молодёжи, благотворительность и оказание помощи малообеспеченным семьям. Однако можно заметить, что под этими словами скрывается некая коммерция, так как в Турции на них зарегистрировано множество детских садов, частных школ, больниц, туристических и паломнических компаний, торговых организаций, типографий. При этом в Турции в отношении них возбуждались уголовные дела за мошенничество.
"Сулейманджисты" читают только те книги, которые были изданы в их типографии. Воспитанников направляют на спецкурс в Турции (самамуль) для повышения квалификации. Окончив данный курс, студент становится "педагогом" и получает разрешение на занятия воспитательной работой.
Также "сулейманджисты" проводят пятничные молитвы вне мечети в отдельных зданиях, где читают и пятикратные намазы только по своему расписанию.
В целом цель данной религиозной организации, как и любой другой нетрадиционной, может иметь деструктивный характер. А как известно, деструктивные религиозные организации пагубно влияют на духовную стабильность в обществе, в том числе на подрастающее поколение. Как было уже отмечено, основная целевая аудитория "сулейманджистов" – это подростки школьного возраста и студенты. Поэтому необходимо контролировать, откуда они получают информацию на тему религии и у кого учатся. Контролируя этот вопрос, мы можем обезопасить будущее своих детей.