Ректор КБТУ Кенжебек Ибрашев: Приоритет университета при онлайн-обучении – обеспечение высокого качества образования
Ректор Казахстанско-Британского технического университета Кенжебек Ибрашев рассказал о том, как проходит дистанционное и смешанное обучение студентов, о роли Лиги академической честности в системе образования Республики Казахстан, а также отметил тренды ускорения цифровизации образования в период пандемии и поделился планами вуза на будущий год.
О том, как проходит онлайн-обучение во время пандемии
В связи с эпидемиологической ситуацией в Казахстане обучение в осеннем семестре 2020-2021 учебного года в КБТУ проходит в дистанционном формате. Занятия проводятся в полном объёме в виде лекций, практических и лабораторных занятий, в основном на платформах Microsoft Teams и Google ClassRoom с использованием дополнительного современного оборудования. Имеющаяся IT-инфраструктура КБТУ позволила оперативно и безболезненно перевести учебный процесс в онлайн-режим со стопроцентным привлечением студентов к дистанционному формату обучения.
С марта 2020 года персонал и преподаватели КБТУ работают дистанционно. Преподавательскому составу, имеющему проблемы с техническим оснащением, выдана компьютерная техника на дом, а преподавателям, имеющим проблемы с интернет-соединением дома, предоставлена возможность работать в учебном корпусе университета. Административный и обслуживающий персонал в основном работает в университете, соблюдая требования санитарно-эпидемиологического режима, остальные сотрудники и преподаватели работают дистанционно.
КБТУ продолжает совершенствовать свою материально-техническую базу. В начале 2020 года в университете создан Центр мультимедийных технологий, который оснащен всем необходимым оборудованием для создания и записи видеолекций, проведения прямых трансляций и т.п. К началу осеннего семестра было приобретено новое оборудование – аппаратно-программный комплекс "Видеостекло". Он предназначен для проведения дистанционных занятий, вебинаров, онлайн-трансляций, записи видеолекций и демонстрации презентаций. Применение "Видеостекла" на занятиях создает эффект "живой" лекции.
Многие наши партнёры, поставщики специализированного ПО, во время пандемии предоставили оборудование, демонстрирующее новые технические решения. Например, компания Schlumberger предоставила КБТУ ПО для дистанционного обучения.
Есть такие дисциплины, которые невозможно проходить стопроцентно в онлайн-формате, в том числе и по требованиям международных стандартов и конвенций. В таких случаях университеты применяют комбинированный формат обучения – blended learning. В условиях КБТУ это относится к кадетам Казахстанской морской академи, для полноценной подготовки которых по международной конвенции "Правила дипломирования и несения вахты" необходима отработка навыков на симуляторах и тренажёрах. Количество таких студентов составляет 5-7% от общего контингента студентов университета. При осуществлении учебного процесса в КМА в стенах университета соблюдаются все правила санитарно-эпидемиологического режима.
О традиционном формате обучения и нормах безопасности в общежитиях и здании вуза
Студенты допускаются в учебный корпус в ограниченном количестве, в кабинетах и лабораториях предусмотрен режим рассадки со строгим соблюдением норм социального дистанцирования, при этом допускаемое число людей не превышает 50% от вместимости помещения. В учебном корпусе и Доме магистрантов и студентов КБТУ строго соблюдаются все санитарные нормы: масочный режим, термометрия, установлены санитайзеры, на входах установлены дезинфицирующие тоннели и коврики. Соблюдается усиленный дезинфицирующий режим: проветривание, кварцевание, регулярная уборка и обработка помещений специальными средствами.
Об онлайн-защите дипломных работ
Защита дипломных работ является итоговой аттестацией и важным моментом для каждого студента, в этом году она проходила в онлайн-формате. Отличие от традиционной формы заключается в том, что при онлайн-формате применяется больше онлайн-инструментов – проверка работ системой антиплагиата Turnitin, видеозапись защиты, система генерации случайных чисел при распределении номеров экзаменационных билетов, онлайн-процедура согласования для QR-подписей и печатей, внедрение системы распознавания faceID. По некоторым направлениям – например, по образовательной программе "Автоматизация и управление" – возникла сложность с выполнением проектно-конструкторских работ. Для решения данной проблемы были использованы симуляторы учебных центров автоматизации.
О наборе нового курса
В этом году приём абитуриентов проходил в онлайн-режиме. Имеющаяся IT-инфраструктура КБТУ позволила оперативно перейти на онлайн-формат приёма и обработки заявлений поступающих. Мы запустили платформу StudySpace, на которой осуществлялась вся работа приёмной комиссии. Это позволило привлечь абитуриентов не только из Алматы, но и со всех регионов Казахстана, а также из зарубежных стран (КНР, Афганистан, страны Центральной Азии и Африки).
О честной сдаче экзаменов
Несмотря на онлайн-формат обучения, приоритетом университета остается высокое качество образования. Зимняя экзаменационная сессия проходит в онлайн-формате, в основном на платформах Microsoft Teams, Google Classroom с применением системы онлайн-прокторинга. По каждой дисциплине имеются инструкции, которые размещены на сайте, внутреннем портале и других каналах коммуникации. С 15-й недели обучения до конца сессии проходят тренинги и пробные экзамены с применением онлайн-прокторинга (процедура контроля на экзамене, где за всем процессом удалённо наблюдают онлайн-прокторы).Мы также учитываем возможность возникновения у студентов технических проблем, связанных с низким качеством интернет-соединения или сбоев в работе компьютерной техники. При возникновении у студента технических неполадок во время экзамена более чем на 10 минут студент имеет право в течение 72 часов пересдать экзамен в устной форме в онлайн-режиме. При отсутствии связи или слабом интернет-соединении студент может написать заявление, предоставляющее ему право пересдать экзамен в начале следующего семестра.
Об академической честности
КБТУ в числе первых вступил в Лигу академической честности, и в 2020 году её возглавил ректор университета в качестве председателя Общего собрания лиги. Лига академической честности – добровольное объединение вузов Казахстана, основной миссией которого является повышение качества образования путём продвижения принципов академической честности. Этому служит трансляция опыта ведущих ассоциаций университетов, таких как группа "Рассел" в Великобритании, Лига плюща в США и С9 в Китае. Важность академической честности в жизни каждого студента обусловлена несколькими причинами:
- Доверие. Соблюдая правила академической честности, студенты учатся доверять людям, а их поведение в свою очередь должно вызывать доверие других.
- Честность, открытость. Эти лидерские качества формируются на протяжении всей учёбы студента и необходимы ему в дальнейшем профессиональном и гражданском становлении.
- Нравственный облик студента как одно из важнейших мерил оценивания личности при трудоустройстве.
КБТУ следует высоким академическим стандартам честного, прозрачного и непредвзятого оценивания студентов на основе установленных критериев оценки:
- Система накопления баллов по каждой дисциплине в течение всего семестра.
- Принципы оценивания указываются в силлабусе по каждой дисциплине, контролируется строгое следование критериям при выставлении оценок.
- Работает механизм апелляции при выставлении необъективной оценки.
- Прописаны процедуры анализа, рассмотрения и принятия мер для повышения качества преподавания и выставления оценок.
Вступление в лигу не влечёт за собой прямых материальных выгод для вуза, но за счёт внедрения новых практик и поддержки другими членами лиги университет выигрывает в плане качества, становится более конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Для того чтобы вступить в Лигу академической честности, вуз должен соответствовать установленным требованиям на 60% и пройти мониторинг, по результатам которого коллегиальным органом лиги принимается решение о принятии нового члена.
Одно из главных достижений Лиги академической честности за 2020 год – переход от разработки и внедрения образовательных стандартов качества к самостоятельному контролю качества. С момента основания лиги университет постоянно занимается разработкой и улучшением текущих стандартов и требований, предъявляемых к качеству образовательного процесса. Год назад мы начали проведение мониторинга на соответствие заявленным стандартам. В ходе мониторинга эксперты из числа представителей вузов, входящих в лигу, а также наших ассоциированных членов – НПП РК "Атамекен" и Агентства РК по противодействию коррупции – приезжают в вуз и на месте проверяют соответствие заявленным стандартам, таким как стандарты кредитной технологии обучения и критерии оценки результатов обучения. Всего наша методология включает 105 объектов мониторинга, разделенных на 14 категорий. В ходе мониторинга мы стараемся избегать формального подхода и проверяем качество учебного процесса путём проведения глубинных интервью с руководством вуза, преподавателями, студентами и выпускниками, личных бесед, а также посредством оценивания уровня материально-технической базы и изучения LMS-системы вуза (Learning Management System – система управления обучением, программное приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения).
Члены Лиги академической честности используют инструменты, позволяющие обеспечивать честность проведения как текущих, так и итоговых контрольных мероприятий. Все текущие письменные работы проверяются на наличие плагиата при помощи систем обнаружения текстовых заимствований, а при проведении экзаменов работает система онлайн-прокторинга. Хочется отметить, что мы предъявляем повышенные требования к соблюдению всех норм и не используем программы, которые не могут обеспечить должного качества. Например, после проведения анализа характеристик систем обнаружения текстовых заимствований мы поняли, что только три программы удовлетворяют нашим требованиям – американский Turnitin, польский StrikePlagiarism и российский "Антиплагиат".
Системы онлайн-прокторинга, которые используются членами лиги, должны иметь возможность идентификации личности пользователя, непрерывной видеозаписи обстановки и экрана пользования, отслеживания уровня шума и запрет на открытие дополнительных вкладок браузера. Безусловно, сам факт наличия данных инструментов не гарантирует абсолютную честность, но является отличным подспорьем для вузов, которые стремятся соблюдать принципы академической честности и прилагают усилия для честного проведения экзаменов.
О влиянии пандемии на экономику университета
К сожалению, пандемия Covid-19 оказала негативное влияние на экономику всех вузов нашей страны. И наш университет не исключение. Растет задолженность обучающихся в связи со снижением доходов семей. Увеличились затраты вузов на улучшение IT-инфраструктуры, лабораторной базы, позволяющей работать в дистанционном режиме, на соблюдение санитарных норм, социальную поддержку персонала. Несмотря на это, мы продолжаем работу над действующими проектами, оснащаем и дооснащаем лаборатории, приобретаем новое IT-оборудование, необходимое для качественного проведения обучения в онлайн-формате, включая компьютеры, IP-телефонию, подписку на электронные платформы.
КБТУ продолжает работать над новыми проектами: открытие лаборатории Smart City Lab по цифровизации города Алматы и подготовке специалистов в области "умных" городов совместно с акиматом г. Алматы и швейцарской компанией Iglus. Совместно с Халык банком идёт работа по открытию лаборатории больших данных. С компанией "Яндекс" продолжается сотрудничество по трём проектам: запущена эксклюзивная совместная программа магистратуры по направлению DataScience, программа "Яндекс.Практикум" на базе нашего университета и "Яндекс.Лицея" для подготовки старшеклассников (8-10 классов) Казахстана по программированию. После тщательного отбора школьники проходят бесплатное обучение в IT-сфере.
Об ускорении процесса цифровизации обучения в вузе
Цифровизация стала неотъемлемым элементом жизни университета. Цифровая трансформация необходима во всем образовательном процессе: от профориентации, приёма абитуриентов до выпуска обучающихся. Работу в этом направлении мы начали в прошлом году. В январе 2020 года была приобретена корпоративная лицензия на платформу Microsoft 365, которая позволила университету уже в марте 2020 года быстро и безболезненно перейти на онлайн-обучение. Еще один наш большой проект, осуществление которого мы начали в прошлом году, – это новый учебный портал Study Space, разработанный специально для дистанционного обучения студентов и управления всем циклом обучения, а также управления университетом. Это новый уровень онлайн-образования, который позволяет обеспечить высокую мобильность, объективность, качество и непрерывность образовательного процесса. Приёмную кампанию 2020 года мы полностью провели на этой платформе, успешно зачислив более 1000 абитуриентов.
О помощи иногородним студентам
Иногородние студенты составляют 70% от нашего общего контингента. Всем студентам, имеющим технические проблемы с интернетом, оснащённостью компьютерами и пр., предоставляется возможность проживания в Доме магистрантов и студентов КБТУ, где созданы все необходимые условия.
О перспективах онлайн-образования
По моему мнению, даже после завершения пандемии и перехода к традиционному обучению, полного возврата к прежнему формату образования не будет. Опыт, полученный вузами за время онлайн-обучения, является бесценным и обязательно найдёт применение, став частью нового формата образования.
Дистанционное обучение имеет ряд недостатков: прежде всего это отсутствие прямого контакта между преподавателем и студентом, а также между самими студентами. Но этот формат имеет и ряд преимуществ, которые позволят вузам расширить спектр предлагаемых образовательных услуг, открывать новые образовательные программы для новых профессий, а существующие специальности будут нуждаться в дополнительных компетенциях цифровой грамотности.
Преподавание из традиционного формата pedagogy переходит в формат digital pedagogy (цифровая педагогика), что неизбежно приводит к изучению и использованию современных цифровых технологий в обучении. Сама идея цифровой педагогики заложена в теории конструктивизма.
Один из партнёров КБТУ – Университет Лондона ещё в 1858 году имел опыт внедрения дистанционного образования, использовав нововведение того времени – почтовую службу. В ХХI веке высшее образование стало ещё более доступным за счёт развития коммуникационных технологий, популяризации телевидения и интернета. Не секрет, что XXI век – это время больших новых возможностей, время искусственного интеллекта. В будущем всё это обязательно приведет к персонализации обучения, обеспечению инклюзивности и равенству в образовании.
О планах вуза на 2021 год
На следующий год КБТУ обозначил для себя несколько приоритетных задач:
- дальнейшее развитие научного потенциала университета, повышение вовлечённости ППС, магистрантов и докторантов PhD в научные проекты и исследования;
- улучшение позиций университета в международных рейтингах;
- открытие новых образовательных программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры в тесном сотрудничестве с Консультативным советом КБТУ и индустриальными комитетами;
- увеличение числа зарубежных преподавателей и учёных для чтения лекций в онлайн-формате;
- внедрение подготовительного отделения для всех трёх уровней образования (бакалавриат, магистратура и докторантура), в том числе для социально уязвимых слоёв населения.
В заключение хочу отметить, что, несмотря на сложившуюся обстановку, коллектив Казахстанско-Британского технического университета с оптимизмом смотрит в будущее и, я уверен, достигнет поставленных перед университетом целей.