Регулирование сладких напитков: всё решаемо, было бы желание
Против новшеств активно выступает Ассоциация безалкогольных напитков и соков. Почему?
У любого нововведения всегда находятся как противники, так и сторонники. С одной стороны, это защита интересов бизнеса, рабочих мест, с другой, наведение порядка в отрасли, постановка на учёт всех производителей, здоровье казахстанцев. Выбор в пользу чего сделает казахстанское общество?
Продукты с добавлением сахара вредны
Диетологи, врачи общей практики точно уверены в том, что сахаросодержащие продукты питания вредны для здоровья людей в любом возрасте. В детском особенно.
Специалисты ВОЗ обеспокоены изменениями в пищевых привычках казахстанских детей. Дети всё чаще стали употреблять безалкогольные напитки с высоким содержанием сахара. В частности, в Казахстане более 20% детей пьют подобные напитки чаще, чем три раза в неделю. Как результат, 18% мальчиков и 20% девочек школьного возраста страдают ожирением.
В докладе ВОЗ о ликвидации детского ожирения отмечается его тесная связь с потреблением сахаросодержащих напитков. Налог и регулирование этой отрасли – наиболее эффективные меры борьбы с этим, уверены во Всемирной организации здравоохранения.
Президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов считает добавленный сахар самым враждебным продуктом для человеческого организма: "По своей опасности для человеческого организма даже морфий уступает сахару. Между тем сахар вполне можно заменить лактозой в ежедневном рационе. Это сахаристое вещество естественного происхождения присутствует, например, в кобыльем молоке".
Академик считает правильным введение во многих странах ограничений на потребление продуктов питания с добавленными сахарами.
Состав продукта должен быть указан на упаковке
В процессе борьбы казахстанский бизнес отмахивается от грядущей обязательной цифровой маркировки упакованной воды. Такое нововведение Казахстан внедряет в рамках межстранового соглашения ЕАЭС, участником которого является.
По словам основательницы сети фитнес-центров Алматы, пожелавшей остаться неизвестной, нельзя прикрываться экономическими проблемами, когда речь идёт о здоровье нации и процветании государства: "Рано или поздно решать вопрос с ограничением вредных продуктов питания, а к ним, безусловно, относятся и сладкие напитки, придётся. Конечно, нужно ставить эту продукцию на учёт, конечно, нужно проводить с населением разъяснительную кампанию через СМИ, но всё решаемо!"
Существуют разные пути решения проблемы. Первый – оставить всё как есть. И тогда добросовестным предпринимателям придётся и дальше терпеть подделки собственной продукции, чтобы не портить репутацию бренда, жить в заведомо неравных условиях с нелегальными производителями, которые уходят от налогов и живут безбедно. Второй – наводить порядок в отрасли, начиная с введения цифровой маркировки на безалкогольные напитки.
Последний вариант позволит выявить предпринимателей, которые скрывают реальные объёмы производства. Ещё одно несомненное преимущество маркировки – информирование потребителей о составе продукции. Благодаря нынешним цифровым технологиям с помощью обычного мобильного приложения любой казахстанец за считанные секунды сможет получить полную информацию о напитке или продукте питания.
К сожалению, у большинства казахстанцев крайне низкий уровень знаний о пользе или вреде продуктов питания. И этим до сих пор пользуются некоторые производители. Например, заменяя и без того малополезный добавленный сахар его синтетическими и более дешёвыми заменителями и выдавая сомнительный маркетинговый ход за достижение. И данную проблему также способна решить маркировка двумерным штрихкодом Data Matrix, куда производители будут обязаны вносить полную информацию о составе приобретаемого продукта питания.
Маркировка позволит поставить на цифровой учёт и продукцию, ввозимую из России, которая часто не проходит нормы санэпиднадзора соседнего государства, но благополучно реализовывается через казахстанские торговые сети. В итоге проигрывают как отечественные производители, так и потребители.
В рамках грядущих в Казахстане перемен и с учётом мирового опыта предлагается продумать инструменты господдержки производителей, чтобы сохранить и рабочие места, и доходы. Требуется система прослеживаемости товаров, их продаж, тесно связанная с цифровой маркировкой, которая в режиме реального времени может отслеживать эффективность господдержки: каким регионам в первую очередь нужны субсидии или кредиты, подросли ли продажи в отрасли.
Возможно, бизнесу самому пора выступить с инициативами цивилизованного решения проблемы, а не уходить от нововведений, прикрываясь объективными и субъективными трудностями. Хочется верить, что здравый смысл победит, в том числе и в бизнес-среде. К наиболее продвинутым участникам рынка уже приходит понимание, что регулирование рынка безалкогольных напитков выгодно добросовестным производителям.
Автор – Алимхан Адилов