Потребители под защитой. В сентябре казахстанцам вернули более 500 млн тенге
Количество обращений граждан о нарушениях прав потребителей растёт каждый месяц.
Возврат и обмен товара ненадлежащего качества
Одним из часто встречающихся жалоб потребителей является отказ в обмене или возврате бытовой техники. Например, в ДЗПП Акмолинской области в сентябре обратилась жительница с жалобой на отказ торгового дома обменять некачественный холодильник. Департамент оказал правовую поддержку в написании письменной претензии продавцу. В сентябре после вручения претензии ТД дал гарантийное письмо об обмене холодильника ненадлежащего качества, стоимостью 339,9 тысячи тенге, на новый.
Подобный случай произошел также в Кызылординской области, где магазин отказывался обменять некачественный пылесос. Департамент оказал содействие в написании письменной претензии, после чего магазин произвел обмен товара покупателю.
Отказ в возврате денег потребителям
В столице потребителем было подано заявление в АО "Казахтелеком" на возврат средств в связи с отключением от услуг оператора. Департаментом был направлен запрос согласно ст. 42-7 Закона РК "О защите прав потребителей". После, в сентябре, потребителю была возвращена денежная сумма в размере 14,9 тысячи тенге.
Похожий случаи имел место в Акмолинской области: ТД "Сулпак" отказал в возврате денежных средств за неисправный холодильник "Индезит". Авторизированный центр на протяжении месяца не выдавал акт диагностики холодильника. Оказана правовая помощь в написании письменной претензии продавцу. Далее, сервис центр подтвердил заводской брак и потребителю возвращены денежные средства в размере 199,9 тысячи тенге.
Коллективная жалоба
Департамент по защите прав потребителей Карагандинской области встал на защиту нескольких потребителей и участвовал в судебном процессе в качестве истца. Требованием было расторгнуть договорные отношения между ИП "Артюхин А.В." и "VIP Beauty" и взыскать с ИП денежные средства за неоказание услуги в счёт потребителей. Решением районного суда №2 Казыбекбийского района города Караганды от 8 августа 2022 года удовлетворены исковые требования о расторжении договоров и взыскании денежных средств на сумму 913,4 тысячи тенге.
Другой случай коллективного обращения жителей произошел в Каргалинском районе Актюбинской области в областную газету "Диапазон". 26 августа 2022 года в Департамент по защите прав потребителей Актюбинской области через газету "Диапазон" обратились потребители района с жалобой на то, что КГП "Бадамша-Сервис" отключило подачу воды населению из-за неуплаты коммунальных счетов. Оказана правовая помощь о необходимости направления письменной претензии в КГП "Бадамша-Сервис", работники которого обязаны обеспечить подачу воды. Кроме того, сотрудник департамента обращался по этому вопросу в КГП "Бадамша-Сервис".
После разъяснения департамента в газете "Диапазон" жителям Каргалинского района Актюбинской области и обращения к руководству КГП "Бадамша-Сервис" отключения воды прекратилось.
Жалобы на крупные интернет-магазины
Жалобы поступают не только на маленькие неизвестные онлайн-магазины, но и на крупных онлайн-продавцов, таких как Wildberries. Например, в ВКО одному потребителю осуществлён возврат денежных средств из данного магазина. Оказана правовая помощь в написании письменной претензии продавцу, возвращены денежные средства в размере 54,5 тысячи тенге.
Также в СКО интернет-магазин Wildberries длительное время не возвращал денежные средства за возвращённый товар потребителю. Вопрос положительно был решён путём взаимодействия с представителем ТОО "Вайлдберриз". Потребителю возвращены денежные средства в размере 18,7 тысячи тенге.
Сумма возвратов возросла
Как ранее было отмечено, сумма возращённых потребителям средств на сентябрь текущего года уже составила более 500 млн тенге, что говорит о совершенствовании системы защиты прав потребителей и росте правовой грамотности населения.