Объединяющая сила. Зачем бизнесу заниматься благотворительностью и нужно ли об этом говорить
Казахстанский бизнес выходит на новый уровень. Вне зависимости от формы, размеров, количества сотрудников и отраслей – малый и крупный, международные корпорации и локальные компании – он проходит интересный период трансформации, переосмысления собственного предназначения и приоритетов.
Всё больше слышны голоса о том, что нужно приносить пользу обществу. А вместе с этим видоизменяется и Corporate Social Responsibility (CSR – корпоративная социальная ответственность). Она больше не анонимная – постулат "Делай добро и бросай его в воду" устарел. На первый план выходят принципы открытости и способности рассказать о своих достижениях так, чтобы стать примером для других, а не только ресурсы и возможность прийти на помощь. Как это делать гуманно и с пользой для общества и компании, с уважением к традициям и ценностям, с вниманием к природе и технологиям, рассказывает Айман Сахова, PR-менеджер Huawei Technologies Kazakhstan.
Уровень развития благотворительности в стране говорит об уровне развития общества в целом. В этом отношении всё взаимосвязано: государство, общество, компании, люди. Зрелая, уверенная, развитая культура благотворительности – не для галочки, а по велению сердца, точечно и там, где она нужна – заслуживает того, чтобы о ней говорили.
"В этом вопросе мы придерживаемся политики гласности. Но не для того, чтобы показать наши заслуги или похвастаться, а для того, чтобы привлечь внимание к благотворительным инициативам и замотивировать другие компании. Участие даже одного человека зачастую может стать весомой поддержкой для благотворительных фондов или проектов, но когда к делу подключается крупный бизнес – польза может увеличиться в несколько раз и охватить больше людей", – рассказали в Huawei.
Cоциальная ответственность возникает от социальных проблем. Поэтому вокруг благотворительности надо создавать открытое информационное пространство, чтобы показать результаты совместных усилий. Когда компания публично рассказывает о социальных проблемах и о своем опыте их решения, это ещё больше привлекает общественное внимание.
"Гласность не только показывает необходимость изменений, но и помогает делать благотворительность важной частью повседневной жизни каждого, – считают в компании. – Открытое освещение добрых дел и инициатив позволяет выводить проблемы из тени, а результат показывает пример другим. Для Huawei важно выводить в массы, привлекать больше внимания к тому или иному вопросу и решать его сообща, в глобальном масштабе".
А ещё от открытой благотворительности возникает дополнительный эффект: мотивация. Когда организации понимают, что есть компании, готовые помочь, у них не опускаются руки, они работают стабильно и хорошо. Это такой способ поддержки.
С 1998 года компания Huawei реализовала более 150 благотворительных и социальных инициатив в мире. Общий объём социальных инвестиции составляет 460 млн долларов.
Что интересно, в Huawei соцответственность не носит материально-денежного характера. "Cлепой" перевод денег на счёт благотворительных фондов и организаций работает не всегда. Исходя из поступившего запроса компания нередко сама покупает необходимое и занимается всеми организационными моментами.
"Деньги – самая простая форма благотворительности, но не всегда действенная. Объясню, почему. Можно было бы на каждый запрос откупаться энной суммой, но тогда это было бы выполнено без души, для галочки и как будто поневоле. В гуманной корпоративной социальной ответственности гораздо важнее обратная связь, вовлечённость сотрудников, позитивный опыт, индивидуальный подход", – разъяснили в Huawei.
В качестве примера – несколько историй. Про праздник для детей из детдома в канун Нового года: тогда учреждение посетили 40 сотрудников и подарили детям не только подарки, но и новогоднее настроение, веру в чудо, внимание, эмоции и воспоминания. На День Победы были собраны продуктовые корзины индивидуально по запросу каждого ветерана. Как оказалось, не всегда они просят продукты для себя, иногда им гораздо сложнее приобрести корм для своих домашних животных. В честь Наурыза сотрудники подарили 10 планшетов одарённым школьникам из малообеспеченных семей и 30 продуктовых корзин семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
А в День защиты детей компания выступила спонсором и соорганизатором специальной выездной экскурсионной программы в Нур-Султан для воспитанников детских домов.
Благотворительность по плану
Добрые дела по велению души и сердца тоже имеют свои правила и регламент. Так, в Huawei в начале года продумывается CSR-план, включающий все проекты. В основном это ситуативная и адресная поддержка ветеранов, благотворительная помощь малообеспеченным семьям, уязвимым слоям населения и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Набирает обороты образовательная программа.
В плане создаётся календарь событий. Часто организовываются акции к праздникам, например, к Рамазану.
Есть своя специфика: компания Huawei не работает с частными лицами – только с благотворительными фондами, государственными органами, но всегда рада поддержать организации, которые положительно влияют на общество.
"Работа с частными лицами подразумевает репутационные риски касательно выбора того или иного проекта или лица и затраченных ресурсов. В цивилизованной благотворительности всё должно быть предельно прозрачно и честно. Работа начинается с письма-обращения со стороны фонда, такое же письмо можем отправить и мы, например, сотрудничая с госорганами и госучреждениями, чтобы помощь была точечной и нужной. Любой CSR-проект является абсолютно некоммерческим, то есть не приносящим прибыли. В компании разработаны алгоритм и идентификаторы, по которым определяется, проходит кейс или нет по CSR. После определения социальной составляющей начинается работа", – поясняют в Huawei.
Вместе с тем подать идею, внести вклад в общее дело, помочь реализовать проект, принять в нём участие может каждый член команды Huawei. Нередко участники команды сами активно информируют о новых инициативах и проектах.
"Со своей стороны Huawei всегда предоставляет сотрудникам возможность проявить себя, разделяя их осознанное мышление и активную общественную позицию". У нас нет невовлечённых коллег. Мы объединены общими целями, стремлениями и достижениями. Благодаря такой вовлечённости и появляется объединяющая нас сила", – так может сказать каждый сотрудник Huawei.
Академия для ИКТ-талантов
Один из знаковых направлений работы компании Huawei стала образовательная программа, давшая старт многим молодым IT-специалистам – Seeds for the Future ("Семена будущего").
"Глава государства в своём послании обозначил очень амбициозную задачу – взрастить и воспитать до конца 2025 года 100 тысяч казахстанских IT-специалистов. Компания Huawei заинтересована в этом и с точки зрения собственного развития, и корпоративной социальной ответственности. Цели пересекаются. Это очень большая задача, которую решает государство, а мы ему помогаем через свой CSR. Ситуация win-win", – оценили проект в компании.
А ещё CSR очень тесно связан с развитием зеленых технологий. Компанию Huawei волнуют вопросы изменения климата, а в некоторых странах присутствия это является основой для проектов в области корпоративной социальной ответственности. Собственные решения позволяют раскрыть весь потенциал.
В скором времени международная кампания Tech for a Better Planet ("Технологии для улучшения планеты") начнёт работу и в Казахстане. И хотя зелёные технологии – это не совсем про благотворительность, но именно они создают возможности для качественно нового уровня жизни и будут так или иначе взаимодействовать с CSR.
Меняется бизнес, меняется государство. Компаниям остаётся быть чувствительными к его запросам и предлагать наиболее продуктивные варианты решения и минимизировать риски. Конечно, в данном случае речь идёт больше об ответственности государства, но если есть возможность не остаться в стороне и подставить плечо, предоставить свои технические решения, ресурсы и возможности, то пользоваться этим нужно и важно.