Нурлан Садыков, Dell Technologies: Мы помогаем клиентам эффективно пройти цифровую трансформацию
"Кто не трансформировался, тот умер", – речь идёт о технологическом перевооружении компаний, звучит угрожающе, но за этим стоит интересный вызов. Визионеры в отрасли IT стараются предугадать тренды и предлагают казахстанским компаниям цифровую трансформацию бизнеса. Что это такое, насколько затратно и перспективно? На эти вопросы в интервью Informburo.kz ответил глава представительства Dell Technologies в Казахстане и ЦА Нурлан Садыков.
– Нурлан, вы возглавили офис Dell в регионе в 2013 году, а сама компания присутствует в Казахстане с 2005 года. Как с тех пор изменилась её стратегия?
– Стратегия корпорации изменилась очень сильно. И даже бренд корпорации стал другим – в 2013 году это была Dell Inc, сейчас мы Dell Technologies (создана после крупнейшей в IT-индустрии сделки объединения двух мировых IT-гигантов Dell и EMC в 2016 году. На сегодня зонтичный бренд Dell Technologies объединяет под собой семь компаний, которые в комплексе позволяют нашим клиентам, несмотря на размер компании и сферу деятельности, успешно пройти путь цифровой трансформации.
Десять лет назад Dell глобально позиционировала себя как производитель широчайшего спектра инфраструктурных решений для IT, основной фокус был на "железо". Основной месседж для заказчиков был такой: комплексные решения от клиентского рабочего места до ядра центра передачи данных.
Сейчас, в 2020 году, мы компания, которая помогает клиентам максимально эффективно пройти цифровую трансформацию.
Вообще, каждые десять лет Dell Technologies ставит глобальные цели перед командой, в соответствии со стратегией и философией присутствия бренда как на мировом, так и на каждом из локальных рынков. В этом году наша компания также опубликовала планы развития на ближайшее десятилетие.
Ход смелый, особенно если вспомнить экономические, политические, этические потрясения и потрясения в области здравоохранения этого года. Однако базовые ценности Dell, которые определяют стратегии развития и технические изыскания, остаются неизменными, на них не могут повлиять планетарные изменения, потрясения и даже катастрофы.
"В ближайшие десять лет прогресс человечества будет предопределять реализация потенциала данных, – считает основатель компании Майкл Делл. – Мы считаем, что необходимо обеспечить доступность этой силы – силы данных – для людей по всему миру, с тем чтобы мы все вместе могли двигаться вперёд".
В ближайшее десятилетие Dell Technologies использует свой статус глобального производителя, свой обширный портфель технологий и направит весь свой экспертный потенциал на реализацию социальных, экологических и технологических инициатив, призванных сделать жизнь лучше.
К 2030 году компания поставила перед собой цели в трёх основных сферах:
- Устойчивое развитие: вторичная переработка электронного мусора и безотходное производство, реализация программы по защите климата, предусматривающей сокращение выбросов парниковых газов.
- Диверсификация и инклюзивность: достижение полного гендерного баланса в глобальном коллективе Dell Technologies.
- Улучшение качества жизни: расширение услуг и возможностей здравоохранения, образования и экономики для 1 миллиарда человек и участие во внедрении цифровой трансформации 1000 неприбыльных организаций.
Как мировому лидеру в инновационной области для нас важно обеспечить равный доступ к высокотехнологичным решениям по всему миру. Естественно, учитывая, что все решения адаптированы под локальные рынки, их специфику и текущее состояние развития.
– Соблюдаются ли принципы управления и производства, заложенные основателем компании Майклом Деллом?
– Майкл Делл – это легендарная личность, и не только в мире IT: он разработал свою собственную бизнес-модель, которую сейчас изучают во многих бизнес-школах. Коротко её можно сформулировать так: прямые продажи с фокусом на потребности клиентов и управление издержками.
Не Майкл Делл изобрёл персональный компьютер, но он смог выйти на рынок в 1984 году практически с нуля и завоевать значительную долю, потому что смог правильно выстроить прямые продажи, избежать посредников и эффективно управлять издержками. Важный момент в философии бизнеса Делла – не производить огромное количество продукции и хранить его на складе, а производить оборудование именно под потребности заказчиков.
Технологии меняются каждые полгода. И так как у нас нет затоваренных складов, то как только появляется новая технология, мы её внедряем и получаем как минимум полугодовое преимущество, предоставляя клиенту самое новое решение.
Делл – визионер IT-отрасли. В 2004-2005 годах, когда мы наблюдали бум на рынке ПК, он сфокусировал внимание на управлении данными, инфраструктурных и облачных технологиях. Благодаря этому мы сейчас имеем широчайший портфель продуктов и огромный опыт решений для заказчиков любой отрасли и вида бизнеса и можем быть trusted advisor (доверенным советником) клиента, предоставляя ему услуги от инфраструктурных до "облачных" решений и знакомя с будущими трендами в сфере IT.
– Расскажите подробнее, что такое цифровая трансформация бизнеса?
– Цифровая трансформация – это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, глубокое преобразование продуктов и услуг, стратегии развития и методов работы с клиентами.
В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной организации.
Изначально процесс и планирование целей, которых компания хочет добиться от цифровой трансформации, должны исходить от бизнеса. Должно быть чёткое видение целей, которых компания планирует достичь в результате: как эффективно использовать и управлять данными, какие процессы необходимо изменить, как максимально эффективно взаимодействовать с клиентами, какие конкурентные преимущества эти изменения дадут.
Dell Technologies со своей стороны, обладая огромным накопленным мировым опытом, рекомендует одновременно начать изменения в трёх основных сферах: трансформация рабочего места, трансформация информационной безопасности и трансформация IT-инфраструктуры.
По мнению Майкла Делла, следующие десять лет – это эпоха данных. Данные определяют успех компании и материализуются в устойчивый доход компании.
В Dell Technologies сейчас входят инфраструктурные компании, компании в области информационной безопасности и в области виртуализации. Поэтому мы можем предоставить заказчику полный спектр решений под ключ.
Согласно исследованию Dell Technologies "Индекс цифровой трансформации" (DT Index) в мире только 5-7% компаний успешно прошли цифровую трансформацию и стали лидерами цифровой трансформации, на которых равняются другие. 35-45% компаний сейчас находятся на разных стадиях процесса цифровой трансформации.
Согласно опросу, проведённому Dell, порядка 96% руководителей считают, что столкнутся с трудностями в удовлетворении изменяющихся потребностей заказчиков, около 2/3 сотрудников компаний, не прошедших цифровую трансформацию, не уверены, что их компания останется на рынке в течение ближайших пяти лет.
– Как изменились рыночные позиции Dell в Казахстане?
– В 2013 году наша доля на рынке была незначительной, и конечно, первоочередной задачей для нас было ознакомить наших заказчиков со спектром решений Dell и добиться роста рыночной доли в Казахстане. На сегодня мы стали лидерами на рынках Казахстана и Центральной Азии. У нас есть стержневые, "железобетонные" продукты, которые доминируют как на рынке Казахстана, так и во всём мире – это серверы, персональные компьютеры и системы хранения данных.
На сегодня мы "номер один" по серверам в Казахстане. По результатам 2019 года наша доля в этом сегменте по разным оценкам составляла 60-70%, мы в лидерах по линейкам систем хранения данных, рабочим станциям, специализированным защищённым ноутбукам, то есть примерно два из трёх поставленных на рынок серверов в Казахстане – это Dell. Также мы значительно увеличили нашу долю по коммерческим персональным компьютерам.
– Показатели роста бизнеса Dell в Казахстане опережают другие страны или отстают?
– Казахстан, Центральная Азия и страны СНГ – это по-прежнему наиболее быстрорастущий сегмент нашего бизнеса. До сих пор сказывается эффект низкой базы, нам есть что навёрстывать.
За последние семь лет мы только в долларовом эквиваленте выросли в Казахстане в десять раз! В тенге с учётом девальвации, условно, – в тридцать раз.
И ещё остаётся большой задел, так как в стране работают масштабные государственные программы в этой сфере, а также бизнес видит реальный эффект от внедрённых инноваций.
Бизнес Dell интенсивно растёт и в мировом масштабе – семь лет назад оборот корпорации составлял около 50 млрд долларов, на сегодня мы близки к 100 млрд. В 2013 году Dell осуществила обратный выкуп акций и стала частной компанией, а в 2018 году вновь стала публичной. Компании выходят на IPO, когда видят потенциал в росте рынка и хотят увеличить охват и объём бизнеса.
– Компания по-прежнему нацелена на корпоративный сектор?
– Да. Мы продолжаем активно работать с корпоративным сектором Казахстана, предлагая инновационные и актуальные решения, которые закрывают их IT потребности.
– Dell всегда была сосредоточена на локальной экспертизе клиентов. Как изменились их потребности в Казахстане?
– Покупая сервер или любое инфраструктурное оборудование, клиент принимает решение гораздо дольше, чем когда покупает персональный компьютер. Клиентам нужны три гарантированных направления со стороны производителя: сервис, квалифицированные инженеры и надёжность оборудования. Именно поэтому в 2013 году Dell инвестировал в Казахстан и открыл собственный сервис Dell (Dell Branded Services). Сейчас в Алматы и Нур-Султане мы можем предоставить наивысший уровень сервиса: гарантированная реакция на проблему в течение четырёх часов. Все города и областные центры Казахстана покрыты сервисом по принципу "следующий рабочий день" (Next Business Day). Сервисная поддержка Dell доступна 24x7, без выходных дней. Внедрение сервисной поддержки, безусловно, сказалось на росте доверия со стороны наших заказчиков. Клиенты доверяют крупной компании, которая никуда не уйдёт с рынка и может предоставить такой же высокий уровень сервиса в Казахстане, как в любой другой точке мира.
Всего в регионе Казахстан и ЦА у нас более 900 партнёров, и более 20 сертифицированных Dell, тех которые от лица Dell могут реализовывать комплексные проекты, проводить аудит текущей инфраструктуры, разрабатывать решения, доставку и инсталляцию оборудования, и более половины из них работают в Казахстане. Хотел также отметить, что наш "титановый" партнёр (наивысший партнёрский статус) – компания "Алси" в этом году получила награду как самый быстрорастущий партнёр в регионе ЕМЕА, включающем больше 130 стран. Это говорит об уровне квалификации наших партнёров и темпах роста.
Работая с заказчиками, мы предлагаем им специальные программы, что позволяет управлять затратами, в результате общая стоимость владения инновационной инфраструктурой для клиента падает.
Как часть стратегии трансформации IT, мы предлагаем нашим клиентам использовать гибридные облачные решения путём перевода части данных в облако, где это выгодно, часть данных, которые критичны, оставить внутри, усовершенствовать инфраструктуру, сделать её не островной, а легко масштабируемой, современной и легкоуправляемой.
С этого года мы начинаем программу "Челленджер", которая предполагает глубокий аудит существующей инфраструктуры клиента, детальную проработку этапов цифровой трансформации, и как результат мы покажем клиенту перспективу затрат и эффект от трансформации на пять лет вперёд – какие будут понесены затраты на цифровую трансформацию и какой будет отдача.
Эта программа поможет нашим заказчикам видеть целостную картину, и во многих случаях покажет, что несмотря на экспоненциально растущий объём данных, которые необходимо обрабатывать и сохранять, можно получить экономию операционных затрат и получить конкурентные преимущества для развития бизнеса.
– Какие отрасли в Казахстане наиболее технологичны, а какие не вполне используют возможности IT?
– Есть традиционные отрасли-лидеры в IT, где наиболее жёсткая конкуренция – это, например, финансовый сектор. Горнодобывающие, нефтяные компании тоже не отстают: экономический эффект на реальном производстве они чувствуют уже на следующий день после внедрения технологий. Это быстро окупается и способствует внедрению новых инноваций в области автоматизации производства и управления затратами. Поэтому в Казахстане появляются цифровые рудники, инновационные способы бурения, добычи и геологоразведки и производства продукции с добавленной стоимостью.
Мы являемся активным участником и в государственных проектах: сейчас активно развивается электронное правительство, проекты "умный город" и так далее.
"Интернет вещей" уже используют в агросекторе Казахстана: например, на "Зелёной ферме" в Чундже установлены датчики, замеряющие уровень влаги и минеральный состав почвы. Выработка на таких фермах увеличивается до трёх раз, благодаря своевременному поливу и удобрению.
Мы также участвуем во внедрении технологии face pay в Казахстане. Это один из первых кейсов в СНГ, когда оплатить проезд в общественном транспорте можно будет через технологию распознавания лиц. Не нужно будет носить с собой ни кошелёк, ни карточку. Надеемся, что этот проект вскоре будет запущен.
Рестораны, службы такси и доставки, химчистки стараются использовать современные способы коммуникаций с клиентами посредством аппликаций и адресной рекламы с использованием искусственного интеллекта. Поэтому сложно назвать какую-то сферу отстающей в Казахстане.
– Большие данные, искусственный интеллект, мультиоблачная среда. К каким прорывным технологиям компании Казахстана ещё не готовы и их приходится убеждать?
– Убеждать уже не приходится. Технологическая революция произошла, и всё крутится вокруг данных. В нынешних условиях, с переходом на удалённую работу большое внимание уделяется информационной безопасности. Сейчас более 80% утечек данных происходит с пользовательских устройств, а не с защищённых серверов. Поэтому мы помогаем решать комплексно вопрос с информационной безопасностью.
Что касается затрат на обновление технологий, то современные устройства, несмотря на увеличенную в разы производительность, как правило, не стоят дороже, зато являются энергоэффективными позволяют экономить на электричестве.
– Какая техника бренда остаётся наиболее популярной в Казахстане и какие новинки недавно вышли на рынок?
– Есть продукты, по которым наша доля в Казахстане и Центральной Азии выше среднемировой. В инфраструктурных решениях это сервера линейки PowerEdge. Традиционно мы можем предложить широчайший спектр эффективных решений для хранения данных и резервирования. В линейке продуктов есть также востребованные уникальные решения для хранения неструктурированных данных, таких как видео- и аудиофайлы, видеоархивы – линейка Isilon, своего рода "вечная флешка".
Совсем недавно мы представили новый флагманский продукт – систему хранения данных Dell EMC PowerStore, новейшая разработка, ориентированная на производительность, простоту и гибкость, с простым интерфейсом управления, обеспечивает многомерное масштабирование и показывает улучшенные коэффициенты сжатия данных. Быстро внедрять новый функционал позволяет микросервисная контейнерная архитектура PowerStore. А широкий спектр встроенных механизмов защиты данных обеспечивает безопасность процессов на всех уровнях. Это идеальное решение для перехода в облако и цифровой трансформации.
Среди новых моделей ноутбуков хотел отметить – Dell Latitude 9 серии с модулем 5G. К 2023 году технологией 5G планируется покрыть основные города Казахстана, это даст беспрецедентные возможности для удалённой работы и мобильности.
В этом году также вышел XPS 17, продолжение знаменитой серии ноутбуков Dell XPS – безрамочный ультрабук премиум-класса, он рассчитан в основном на менеджеров и клиентов, которые совершают много перелётов – его габариты и вес, благодаря безрамочному дисплею значительно меньше одноклассников с 17-дюймовыми дисплеями, что не сказывается на исключительной производительности и надёжности.
Сейчас как раз происходит обновление всех линеек наших ноутбуков, мы переходим на новое поколение процессоров Intel 10 с большей производительностью, это позволит, в том числе, сделать ноутбуки легче и производительней. Помимо клиентских устройств мы предлагаем полный спектр периферийного оборудования для рабочего места, включая док-станции, мониторы, беспроводные компьютерные мыши и клавиатуры, специальные гарнитуры и т.д., что позволяет добиться максимального удобства и повышения эффективности работы.
В 2020 году Dell на международной выставке CES-2020 представил концепт ноутбука с двумя сенсорными экранами. В разложенном состоянии он становится большим планшетом, верхняя часть становится экраном, а нижнюю можно использовать как сенсорную клавиатуру.
Мы следим за реакцией клиентов на концепт и на основании их предпочтений будем принимать решение о возможности промышленного производства.
– Как чувствовали себя продажи Dell во время локдауна и пандемии? Как выстроена работа компании сейчас?
– Объёмы продаж выросли. По серверам и системам хранения данных мы немного просели, так как многие офисы были закрыты, а проекты отложены. Зато более чем в четыре раза выросли продажи клиентских устройств, и это связано в первую очередь с переходом на удалённую работу.
Даже до глобальной пандемии порядка 15% сотрудников Dell работали удалённо, и их домашние рабочие места не уступают по технологичности и возможностям офисным.
Коммуникации с клиентами на время пандемии Covid 19 мы перевели в онлайн-формат. Например, предстоящий Dell Technologies Forum, на котором мы подробно расскажем обо всех наших новинках, пройдет в онлайн-формате 26 ноября.
Каждую неделю мы организуем веб-семинары для наших партнёров и клиентов "Вторник с Dell", где наши узкопрофильные специалисты освещают актуальные темы: виртуализацию, системы хранения данных и многое другое.
– Что в планах Dell Technologies глобально на ближайшее время?
– У нас есть программа устойчивого развития Dell до 2030 года. Как технологический лидер мы обязаны делиться своими технологиями со всем миром, создавая равные условия для развития.
Блиц
– Что выберете: стандартный ноутбук или ноутбук-трансформер?
– Ноутбук-трансформер.
– Работа в офисе или дома?
– 50/50. Точно перехожу на такой формат.
– Всех сотрудников вернёте из дома в офис?
– Нет. Как показало время, продуктивность работы из дома не падает, а в некоторых случаях даже растёт.
– Самый первый продукт Dell, с которым познакомились?
– Ноутбук Latitude в 90-е годы.
– Каким вашим достижением в компании больше всего гордитесь?
– Тем, что мы за короткий промежуток времени стали лидерами на рынке, а это и есть показатель доверия клиентов. Горжусь своей командой и нашими партнёрами.
– Оказавшись перед Майклом Деллом, что вы ему скажете?
– Мне удалось коротко очно встретиться с ним дважды. Я был удивлён, насколько он хорошо осведомлён о нашем регионе, о его быстром росте и потенциале. В следующий раз, конечно, хотелось бы пригласить его приехать в Казахстан. Уверен, что ему есть чем поделиться с нашими заказчиками и партнёрами.