Наби Есимов: Важно обратиться к врачу ещё на стадии лёгкой депрессии
По статистике ВОЗ, от клинической депрессии страдает порядка 280 млн жителей Земли (3,8% населения, в том числе 5% взрослых и 5,7% лиц старше 60 лет). Депрессия – одна из основных причин нетрудоспособности во всём мире, а самым печальным её последствием становится суицид. О видах и причинах депрессии, современных методах лечения этого заболевания, а также о том, можно ли в Казахстане лечиться от депрессии бесплатно и в каких случаях, в интервью Informburo.kz объяснил магистр делового администрирования, заведующий мужским клиническим отделением РГП на ПХВ "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" МЗ РК Наби Есимов.
– Наби Болатович, что такое депрессия, если объяснить совсем просто? Каковы её симптомы?
– Люди любят говорить: "У меня депрессия", но не всегда это так. Для депрессии характерна так называемая триада симптомов:
- плохое настроение;
- идеаторная заторможенность (замедление темпа и затруднение протекания мыслительных процессов);
- моторная заторможенность (медлительность, пациенты подолгу находятся в одной позе (чаще лежа), на вопросы отвечают после паузы, говорят медленно).
У всех у нас выдаются неудачные дни, когда буквально опускаются руки. В таких случаях человек может погрустить, отлежаться денёк, но на следующее утро он встанет и пойдёт на работу. Это в норме.
Однако если эта триада симптомов сохраняется на протяжении более трёх суток, тогда можно задумываться о депрессии.
– Пациенту нужно сдавать какие-то анализы, чтобы выявить депрессию?
– В голову пациенту мы проникнуть не можем, и никакой специфический анализ депрессию не покажет. Диагноз "депрессивное расстройство" базируется на трёх составляющих:
- психический статус пациента в динамике (наблюдение за ним в течение нескольких дней подряд),
- объективный анамнез (история болезни не со слов пациента, а из объективных источников);
- результаты параклинических обследований (в них обязательно входит консультация психолога плюс использование протоколов обследования депрессивных больных).
Когда эти три блока обследований собраны и подтверждена депрессия, только тогда она становится диагнозом.
– К какому врачу нужно обратиться, если есть подозрение на депрессию?
– Государство у нас очень хорошо заботится о людях с депрессией, оно снабдило все 16 регионов страны психиатрами и наркологами в поликлиниках по месту жительства пациентов.
Можно бесплатно, в рамках ГОБМП (гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи), пойти к психиатру в поликлинику по месту жительства и пожаловаться на симптомы депрессии.
Это самый первый пункт обращения. Депрессией лёгкой степени занимаются даже врачи общей практики.
Пациент, который считает, что он будет стигматизирован, если кто-то из знакомых увидит его перед кабинетом психиатра, может обратиться к врачу общей практики.
– Какие есть стадии развития депрессии?
– Различают депрессию лёгкой, умеренной и тяжёлой степени. Конечно, болезнь может развиться внезапно и перейти сразу в тяжёлую стадию, а может развиваться постепенно (прогредиентно). Это всё зависит от факторов, которые воздействуют на организм.
Депрессия может быть как эндогенного (например, генетическая предрасположенность), так и экзогенного (под влиянием внешних факторов) характера.
Степень тяжести депрессии определяется врачом по клиническим критериям.
Если говорить о симптомах, то с симптомами лёгкой депрессии пациент может справиться усилием воли, скрыть их, – таких пациентов много и часто им не оказывается никакой врачебной помощи. При депрессии умеренной или средней степени тяжести пациенты уже не могут скрыть от окружающих её симптомы, близкие такого человека сами начинают бить тревогу.
Бывают и так называемые рекуррентные (стойкие) депрессии, с продолжительностью более шести месяцев. Считается, что, как правило, они носят эндогенный характер.
– Стресс – это основная причина депрессии? Это чаще итог накопленных за всю жизнь печалей человека или последствие внезапного большого горя?
– Длительное воздействие стресса, конечно, может привести к депрессии. Как и внезапное горе – например, смерть близкого человека.
Важно обратиться к врачу ещё на стадии лёгкой депрессии.
Тогда пациент может лечиться амбулаторно, самостоятельно передвигаться, социально он ещё не дезадаптирован – ходит на работу, общается с другими людьми. Это как с артериальной гипертензией – её легче лечить на 1-й стадии, чем на 2-й. То же самое и в психиатрии.
– Как лечат депрессию?
– В лечении депрессии применяются как антидепрессанты, так и психотерапия. По протоколу мы обязаны назначать антидепрессанты. Но в моей практике были случаи, когда пациенты в лёгкой стадии депрессии выходили из этого состояния при помощи одной психотерапии. На психотерапевтических беседах таким пациентам дают правильные установки, настраивают их на позитивный лад. У нас в центре нет амбулаторной помощи, только стационарная, так как к нам поступают пациенты уже с умеренными или тяжёлыми депрессивными эпизодами.
Лечение для наших пациентов полностью бесплатное (в рамках ГОБМП). Причём пациент может прийти как с направлением участкового психиатра, так и без него – по самообращению.
– Депрессия – это хроническая болезнь или возможно полное излечение?
– Конечно, можно говорить о разном течении заболевания, но если депрессия носит экзогенный характер, то по мере психотерапевтической проработки и регулярного и правильного приёма антидепрессантов, она может быть полностью нивелирована.
В принципе депрессия хорошо поддаётся лечению. В моей практике порядка 70% пациентов выходят из этого состояния и больше к нам не возвращаются.
– Правда ли, что бывает маскированная (скрытая) депрессия? Какие симптомы на неё указывают?
– Такую депрессию ещё называют ларвированной или "масками депрессии". Это очень трудно диагностируемый вид депрессии.
На практике это выглядит так: пациент с беспокоящими симптомами, болями идёт к кардиологу, гастроэнтерологу, невропатологу, проктологу и другим специалистам, но результаты обследований не выявляют никаких заболеваний внутренних органов.
В итоге такой пациент приходит к нам, в самую последнюю очередь, с целой кипой бумаг, и всё у него в норме. Когда начинаешь выяснять, спрашивать, оказывается, что у него дома сложная ситуация, другие психологические проблемы. И когда это прорабатывается, проходит и боль в желудке, и другие соматические проявления.
– Как долго обычно лечат депрессию?
– Первые результаты лечения депрессии проявляются минимум через две недели регулярного приёма средней терапевтической дозы антидепрессантов.
Лечение в нашем центре длится в среднем один месяц. За этот период мы успеваем достоверно обосновать диагноз, подобрать адекватную дозу препарата и подходящий для пациента антидепрессант. Что касается психотерапии, в нашем отделении лечат острые психозы, соответственно психотерапия у нас не проводится. Но когда мы рекомендуем её пациенту, то рекомендуем как минимум десять сеансов психотерапевта.
Длительность успешной психотерапии зависит от выбранной методики, поэтому сложно назвать определённые сроки.
Говорят, что в странах Востока не принято ходить к психиатру, а на западе, наоборот, все пьют антидепрессанты и у каждого свой психоаналитик. Я думаю, истина где-то посередине: с одной стороны, не нужно стигматизироваться и помощь психиатров исключать, с другой стороны, и злоупотреблять ею не нужно, нужно использовать и подключать свои резервы. Есть показания – нужно пить антидепрессанты, нет – не надо.
– Есть ли действенная профилактика депрессии?
– Такие исследования проводились, их суть сводится к тому, что основное, что нужно делать – это увеличивать количество эндорфинов у себя в организме. Эндорфины вырабатываются тогда, когда мы испытываем положительные эмоции, когда мы физически активны.
Мы не можем полностью оградить себя от стресса и контролировать все события своей жизни. Но мы можем реагировать на стресс, подготовив себя. В этом помогает, особенно если человек ранимый, психотерапия, психокоррекция.
Если пациент не хочет ходить к психотерапевту, открываться, чтобы кто-то слышал его, есть различного рода аутотренинги. Их можно найти в интернете и прорабатывать свои болевые зоны самостоятельно, учиться реагировать на стресс менее болезненно.
И конечно же, занятия спортом, здоровый образ жизни – это то, что в наших силах, мы должны это делать, чтобы повышать свой уровень эндорфинов.
– На западе антидепрессанты активно назначают пожилым людям старше 60 лет. Правда ли, что все пожилые люди страдают депрессией?
– Я не согласен с этой теорией. Есть очень много хорошо себя чувствующих пожилых людей, и каждому из них препараты назначать не надо. Любой психотропный препарат должен обязательно быть назначен после того, как пациент обследован психиатром.
– Самое трагическое последствие депрессии – суицид. Как спасти себя или близкого человека от этого последствия депрессии?
– Казахстан входит в первую десятку стран, лидирующих по количеству случаев суицида в мире, и не только среди взрослых людей, но и среди подростков. Суицид – это самое грозное осложнение депрессии, эти случаи бывают как завершённые, так и незавершённые, когда человек остаётся жив, но калечит себя. Как правило, перед суицидом пациент скажет о своих намерениях, мыслях кому-то из своего окружения, если это молодой человек, может быть, маме или папе не скажет, а расскажет брату или сестре – тому, кто его не осудит.
Поэтому близким, если они увидели травмирующую ситуацию в жизни члена своей семьи, стоит расспросить его друзей, знакомых о том, чем он с ними делился в последнее время.
Кроме того, у человека с суицидальными намерениями идёт подготовка к суициду – он может готовить верёвку, примериваться к прыжку с большой высоты, выглядывать в окна, пишет депрессивные прощальные записки и так далее.
В таких случаях близким надо действовать быстро.
– А что делать? Например, если человек, который готовится к суициду, отказывается идти к врачу?
– Это часто встречающаяся проблема. И часто близкие в таких случаях не обращаются за врачебной помощью, не идут против воли больного.
В таких случаях нужно, несмотря на несогласие больного депрессией, вызвать психиатрическую бригаду, которая приедет по одному звонку. Позвонить можно на номер 103.
В составе бригады есть фельдшер, санитары и врач-психиатр. Врач осмотрит больного, побеседует с ним и решит, как дальше действовать. Самый большой процент вызовов подобных бригад приходится как раз на родственников, больные очень редко обращаются сами за помощью.
– У некоторых людей в сознании есть некая стигма в отношении профессиональной помощи психиатра. Как победить эту установку?
– Вы знаете, у нас в обществе есть стигматизация всех социально значимых заболеваний. Но психические заболевания уникальны, они относятся сразу к двум группам заболеваний: не только к социально значимым, но и к социально опасным. И это, конечно, находит отражение в сознании людей.
Я не претендую на истину в последней инстанции, но думаю, чтобы побороть эту стигму, нужна разъяснительная, просветительская работа, со стороны медучреждений, в том числе нужно рассказывать, куда и как человек может обратиться за помощью, если у него развилась депрессия.
Я не думаю, что стигматизацию можно полностью изжить, но можно смягчить её негативное влияние.
К тому же, подчеркну, что лечение от депрессии – полностью конфиденциально. В Казахстане действует Кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", в котором закреплено понятие "врачебная тайна", согласно этой статье кодекса никакие сведения о пациенте не подлежат разглашению третьим лицам.
– Нужна ли помощь тем людям, которые живут вместе с больным депрессией и ухаживают за ним? Депрессия "заразна"?
– Это очень актуальный вопрос. Есть такое понятие как "созависимость", "созависимый". Часто эти термины используются в наркологии, но это можно применить и к психиатрическим больным. Когда человек долго живет с душевнобольным человеком, изо дня в день, 24 часа в сутки, он, сам того не подозревая, становится созависимым, и это меняет его психику. То есть это экзогенный фактор для развития депрессии, о чём мы с вами говорили.
Если близкий человека с депрессией чувствует, что и у него тоже появилась триада симптомов депрессии, тогда пора обращаться к врачу и такой человек сам становится пациентом.
Материал подготовлен при поддержке "Янссен", подразделения фармацевтических товаров филиала ООО "Джонсон & Джонсон" в Казахстане.