Медицинские информсистемы готовы к внедрению ОСМС
Уже с 1 января медицинская помощь будет оказываться в новых условиях – начнёт действовать система обязательного медицинского страхования. Один из важных факторов его успешного внедрения – это техническая оснащённость и готовность больниц и поликлиник.
Готовы ли медицинские информационные системы к ОСМС,через какие онлайн-площадки можно проверить статус застрахованности и как защитить свои права пациента, корреспонденту Informburo.kz рассказал управляющий директор НАО "Фонд социального медицинского страхования" (ФСМС) Нурбол Жумадильда.
Он уточнил, что вся оплата в рамках пакета бесплатной медпомощи и системы медстрахования проходит через платёжные системы Министерства здравоохранения.
"С 1 сентября в пилотном режиме ОСМС заработала в Карагандинской области. Пройдены все этапы по разделению медуслуг в зависимости от бюджета финансирования на ГОБМП и ОСМС", - сообщил Нурбол Жумадильда.
Но в рамках пилота, по его словам, решались не только технические вопросы. Аудит готовности был проведён по всем направлениям, в том числе и в сфере подготовки кадров.Полученные в ходе пилота в Караганде знания и навыки передаются специалистам из других регионов.
"Самое главное - нужно понимание медицинскими работниками деталей перечня медицинской помощи в пакете ГОБМП и ОСМС. Обучение медиков – это процесс непрерывный, в регионах продолжают проводиться обучающие семинары", - отметил Нурбол Жумадильда.
В Карагандинской области в рамках пилотного проекта внедрения ОСМС фонд также протестировал систему по учёту взносов и отчислений Saqtandyry. Эта система интегрирована с 20 медицинскими информационными системами, а также с профильными госорганами и Нацбанком.
Как определить свой статус застрахованности?
Сегодня каждый житель страны может проверить свой статус застрахованности. Как подчеркнул Нурбол Жумадильда, фонд запустил площадки в Тelegram(SaqtandyryBot) и плагин на сайте ФСМС. Онлайн-услугу по определению статуса можно получить и через портал электронного правительства egov.kz, она появится также и в мобильном приложении.Используя эти сервисы, каждый может получить информацию о статусе застрахованности, отчислениях и наличии задолженности.
"Всё достаточно просто. Заходите на сайт Фонда, нажимаете «Определить статус», вводите свой ИИН и автоматически выясняете статус застрахованности. На сайте и через ТelegramBot вы можете узнать, что делать в случае, если вы не застрахованы", - объясняет Нурбол Жумадильда.
К примеру, если студент оказался незастрахованным, есть пошаговый алгоритм, как исправить ситуацию – то есть, в данном случае, обратиться в вуз. И для каждого случая есть индивидуальный пошаговый алгоритм.
Главная задача ФСМС – защита прав и интересов пациентов.
"Бояться ничего не стоит. Хотя система медстрахования стартует с 1 января, но у нас есть льготный период - 1 квартал, когда все граждане автоматически будут считаться застрахованными", - добавляет управляющий директор ФСМС.
То есть, в этот период услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в рамках ОСМС будут доступны всем жителям страны.
"Нужно воспользоваться этим периодом, за это время успеть проверить свой статус и в случае необходимости решить проблемы и получить статус застрахованности. При этом, все спорные ситуации будут решаться в пользу пациента", - пообещал Нурбол Жумадильда.
Для удобства индивидуальных предпринимателей, людей, занимающихся частной практикой, и самостоятельных плательщиков ФСМС проработал возможности оплаты через терминалы, мобильные приложения банков второго уровня, платежные системы Касса 24 и kiwi.
Все интересующие вопросы казахстанцы могут задать, обратившись в колл-центр по номеру 1406.
По словам управляющего директора Фонда медстрахования, растёт доля звонков, которые поступают в колл-центр после восьми вечера. Поэтому с 1 января 2020 года работа колл-центра будет круглосуточной.
"Наш фонд проверяет качество и доступность медпомощи. И главная задача – защита прав и интересов пациентов. Все договорные отношения с поставщиками услуг ориентированы именно на интересы пациента. Мы заинтересованы в том, чтобы люди получали качественные медицинские услуги, поэтому для нас очень важно иметь обратную связь с населением", - подчёркивает Нурбол Жумадильда.
Электронные закупки медуслуг – простота и прозрачность
Ещё один важный проект Фонда медстрахования – электронный портал закупа медицинских услуг, тестовая разработка которого была завершена в ноябре нынешнего года. Благодаря этому проекту весь закуп на 2020 год будет произведен через электронный портал Центра электронных финансов Минфина. И уже 3 декабря процедуры закупа на сумму около 1,3 трлн тенге на 2020 год были объявлены в электронном виде.
"Как сообщалось ранее, мы начали закуп медицинских услуг в электронном формате. Ожидаем снижения административных барьеров, минимизации коррупционных рисков, также будет обеспечено повышение прозрачности процедур закупок", - говорит Нурбол Жумадильда.
Он добавил, что участниками конкурсных процедур могут являться как частные, так и государственные медицинские организации.
"В настоящее время мы уже на этапе завершения закупок на 2020 год", - сообщил управляющий директор ФСМС.