В разгар летних каникул, когда закончились последние экзамены всех категорий, в некоторых аудиториях КазНИТУ имени К. Сатпаева кипит бурная жизнь. Юноши и девушки, старшеклассники и студенты из разных регионов Казахстана, не отрывая глаз от экранов своих ноутбуков, сосредоточенно творят удивительное цифровое настоящее и будущее для пользователей из разных уголков мира. Иногда звенящую тишину прерывает чей-то победный возглас – код написан, программа начинает работать, приложение успешно проходит один из тестовых этапов. Из глубины аудитории ментор наблюдает за происходящим и в момент наивысшего напряжения, который понятен только его опытному глазу IT-специалиста, прерывает процесс и предлагает ребятам сменить деятельность и поиграть в командную игру "Создание сайта по промту" на скорость и максимальную комфортность для пользователя. Через 40 минут презентация.

10 недель лета

В июне в Алматы стартовал ежегодный летний инкубатор nFactorial School – 10-недельная программа для старшеклассников и студентов, увлечённых программированием. Для участников курса сформирована программа, состоящая из лекций, практических занятий, индивидуальных коуч-сессий, которые проводят профессиональные менторы из сферы IT. Многие из менторов сами выпускники инкубатора nFactorial School.

Задача каждого участника – за период инкубатора разработать своё приложение на базе ИИ. Все разработанные приложения будут представлены на Demo Day 8 августа. Тематика проектов свободная. 

Попасть на инкубатор можно только после тщательного отбора, где каждый участник должен не просто доказать владение техническими навыками, но и убедить отборочную комиссию в своём упорстве и готовности преодолевать трудности. Для 75 участников предусмотрены гранты, выделенные партнёром программы компанией "Шеврон". Такая поддержка позволяет организаторам сосредоточиться не на коммерческой стороне проекта, а на поиске действительно достойных кандидатов, а сильные и мотивированные ребята получают возможность учиться и быть замеченными на IT-рынке. Для компании "Шеврон" – это в первую очередь вклад в развитие человеческого потенциала страны и возможность поддержать талантливых молодых казахстанцев на пути к мечте. 

"Мы постарались собрать самых талантливых старшеклассников и студентов, имеющих базовое образование в IT. Для участия мы проводим трёхэтапный отбор. Первый этап – заполнение анкеты. Соискатель должен в этой анкете показать себя: кто он, какие у него увлечения, достижения, награды, в чём его преимущества. Второй этап – выполнение технического задания. На выполнение даётся два-три дня. Они должны создать мини-сайт. Например, копия Netflix. Команда менторов проверяет код и визуализацию. Третий этап – интервью, которое длится от 15 минут до получаса. Соискателю задаются вопросы о мотивации, о том, почему именно он достоин гранта. Также задаются вопросы по проекту второго этапа. В этом году в конкурсе участвовало около 3000 претендентов", – рассказала проектный менеджер nFactorial инкубатора Асель Бижанова.

При этом она подчеркнула, что организаторы стараются в равной степени набирать участников из разных регионов. По её словам, много сильных ребят приходит из глубинок. Они очень целеустремлённые, потому что им всё достаётся сложнее, чем ребятам из крупных городов. 

Первые две недели инкубатора – интенсивное обучение программированию. Теория, практика, домашние задания. Затем идёт определение темы проекта и выделяется три-четыре недели на его разработку. Оставшиеся недели ребята тратят на тестирование и исправление ошибок, развитие и продвижение своего проекта, поиск потенциальной аудитории. 

Фото nFactorial School

Айтишники широкого профиля

В течение всего срока ребята ежедневно с 9.00 до 18.00 находятся в аудитории под присмотром менторов, помогающих им в разработке проектов. К слову, многие менторы – это выпускники nFactorial School предыдущих лет. Сейчас они работают в крупных казахстанских и зарубежных компаниях, но по зову сердца тратят своё время на подготовку нового поколения IT-специалистов.

"Мы ставим перед ребятами KPI. Важно не просто создать приложение, но выпустить его на рынок и привлечь пользователей, даже потенциальных клиентов. Таким образом вместе с тонкостями программирования учащиеся осваивают маркетинг, SMM, развивают коммуникативные навыки, навыки питчинга (презентация своего проекта инвестору), навыки продвижения и продажи своего продукта. Например, в этом году мы поставили цель каждому участнику по окончании программы привлечь 10 тысяч юзеров либо 10 тысяч скачиваний, если это мобильное приложение. Конечно, это очень большая цифра за такой короткий срок, учитывая, что для ребят это вообще первый опыт в создании своего приложения. Но если смотреть глубже, то речь идёт о раскрытии потенциала, о понимании, на что способен именно ты. Главное – ребята не сдаются", – поделился ментор и выпускник 2023 года Бахредин Зургамбаев.

За каждым ментором закреплено порядка 10 ребят. Задача ментора состоит в том, чтобы все проекты его подопечных были доведены до конца. Учащиеся регулярно сдают отчёты о своём прогрессе. К сожалению, не все доходят до финала. Но таких единицы. Как подчеркнул ментор, все ребята очень мотивированные, целеустремлённые, находят вдохновение и поддержку друг в друге.

Зачастую проекты связаны с образованием, здоровьем, фитнесом, развлечениями, социальными сетями, то есть с тем, что близко самим учащимся. 

"В качестве примера хочу привести один проект, в котором наш ученик создал приложение, через которое заходишь на свою почту и по разным критериям можно сортировать всю корреспонденцию, чтобы проще и быстрее находить то, что тебе надо. Можно также запрограммировать, чтобы в определённое время этот почтовый "ассистент" написал и отправил кому-то какое-то письмо", – рассказал Бахредин Зургамбаев.

Есть и социальные проекты в сфере экологии, донорства, инклюзии. В этом году инкубатор стал в том числе и площадкой для коллаборации социальных партнёров компании "Шеврон": участники тесно работают с фондами и некоммерческими организациями, узнают об их потребностях и в итоге разрабатывают IТ-продукты для их решения. Так, для фонда ITeachMe создаётся платформа по поиску работы для лиц с ограниченными возможностями, для фонда АЯЛА – сайт для поиска спонсоров для социальных проектов, для Ассоциации по сохранению биоразнообразия Казахстана (АСБК) – приложение Qustar, первый мобильный определитель птиц.

"Инкубатор nFactorial School я проходила в 2024 году. Мне хотелось сделать что-то очень полезное для общества. Сначала я думала создать проект для детей с расстройством аутистического спектра. Но есть в нашем обществе ещё более закрытая группа – слабослышащие. Поэтому я разработала приложение, которое позволяет распознавать язык жестов и понимать, о чём говорят слабослышащие, учиться их языку", – поделилась студентка третьего курса КБТУ Диана Бейсенбаева, которая в этом году уже выступает в роли ментора. 

Практика применения виртуала в реальности

Менторы вместе с учащимися проходят и через самый сложный этап проекта, который начинается после того, как приложение или сайт выпущены, – этап проблем. Юзеры начинают пользоваться продуктом, дают обратную связь. Сайт может не выдерживать нагрузки, инструментал приложения может быть не таким удобным, как показалось разработчику, вылезают ошибки. Происходит адаптация проекта под запрос рынка. Но именно на этом этапе многие ребята находят своих первых клиентов, покупателей, получают предложение о стажировке и даже о трудоустройстве. 

"В прошлом году было очень много историй, когда во время инкубатора наши ребята трудоустраивались. В этом году один участник уже смог продать проект, и сейчас адаптирует его под требования клиента. Ещё три участника получили предложения о стажировке и работе, параллельно проходя инкубатор. Таким образом, наша задача – не только раскрыть потенциал, но и найти ему применение. Уже стало привычным делом, что выпускники инкубатора поступают в ведущие международные вузы, работают в крупных IТ-компаниях в Казахстане и за рубежом", – рассказала Асель Бижанова.

Фото nFactorial School

Ученик 12-го класса НИШ в Актобе Джафар Мажитов разработал проект TryStyle.live, это приложение может быть востребовано магазинами одежды и маркетплейсами, поскольку воплощает в себе идею умного шопинга. С помощью этого приложения покупатель может выбирать себе образы из имеющегося ассортимента, а загрузив своё фото, собрать look с учётом особенностей фигуры. К слову, Джафар уже нашёл покупателя своего проекта.

Второкурсница из Astana IT University Наргиза Кузыбахова выбрала для себя такое направление, как Software Engineer. В рамках лагеря разработала приложение FitAI и сайт fitaiglobal.com, позволяющие тренироваться на базе ИИ с персонализированными планами питания и отслеживанием прогресса в реальном времени. Для реализации проекта ей понадобилось провести специальное исследование. Сейчас она при поддержке менторов на стадии переговоров с потенциальными клиентами из фитнес-индустрии.

Студент первого курса павлодарского колледжа информационных технологий Жан Бейсикеев прибыл на инкубатор уже с зачатками двух проектов, которые в ходе летнего инкубатора проросли в весьма успешный продукт: ИИ-платформа для SMM и Instagram MenoAI-AI SMM agent и игра про инкубатор с менторами-2025 nFactorialAdventures. К ней можно присоединиться, чтобы ближе познакомиться с этим удивительным сообществом. К слову, на его идеи также имеется спрос со стороны бизнеса.

В заключение важно отметить ещё один незаметный на первый взгляд отложенный эффект nFactorial School – нетворкинг. Ведь ребята, которые сейчас вместе учатся, завтра, возможно, станут не просто друзьями, но коллегами и партнёрами, формируя новую интеллектуальную IT-элиту Казахстана.