Ни для кого не секрет, что основная масса завербованных деструктивными религиозными течениями людей – это те, кто не обладает достаточной религиозной грамотностью. Они охотнее всего верят радикалам, которые говорят, что точно знают, чего хотел Всевышний и объясняют "суть" некоторых аятов. На самом же деле основное отличие радикального ислама от традиционного – это то, что адепты деструктивных течений манипулируют религией, используют только те религиозные тексты, которые им подходят и совершенно "забывают" о тех, которые не соответствуют их позиции.

Ниже мы расскажем вам о том, как именно трактуют исламские тексты представители деструктивных течений и почему это неверно.

  1. Джихад – это понятие радикалы чаще всего трактуют как войну против неверных (кафиров), как призыв уничтожать тех, кто не проповедует ислам (к традиционному исламу это не имеет никакого отношения). На самом деле в Коране джихад – это в первую очередь борьба со своими внутренними пороками, самоисправление, духовное очищение и совершенствование в себе гуманистических ценностей. Это ни в коем случае не является отправной точкой для убийства. 
  2. "Вечная жизнь в раю"– представители деструктивных течений, таких как например ДАИШ или "Талибан", очень часто для обработки новых людей используют подмену нравственных ориентиров, обещая скорое достижение Рая и, соответственно, всех атрибутов райской жизни. При этом они делают упор на том, что цель оправдывает средства, даже если этими средствами будет самоподрыв или убийство невинных людей. Однако ни в одном аяте нет пропаганды убийства, особенно слабых (детей, женщин, стариков).
  3. Объяснение суры "Аль-Бакара" (2:191) "Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство". Этот аят очень часто используют радикалы, вырывая его из контекста священной книги мусульман. Ведь непосредственно перед ним идёт совсем другой аят: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного". Это однозначно говорит о том, что речь идёт о преследованиях, но никак не об убийствах невинных. И данный фрагмент запрещает воевать с теми, кто не объявлял войну.
  4. Объяснение суры "Ат-Тауба" (9:5), "...убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили". Толкователи Корана аль-Байдави (ум. 685 г.х) и аль-Алуси (ум. 1270 г.х.) объясняют, что речь идет о тех арабах-язычниках, которые нарушили мирные соглашения и начали воевать с мусульманами (накисин), поэтому Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370 г.х.) указывает, что эти аяты относятся только к арабам-язычникам и ни к кому другому. А написанное далее гласит, что если противник вдруг попросил защиты, священный долг мусульманина – объяснить послание ислама, проводить в безопасное место. Очевидно, что здесь радикалы также используют формулировку, вырванную не только из контекста аятов, но и из исторического контекста, потому как этот фрагмент Корана ни по форме, ни по содержанию своему не призывает к насилию.
  5. Объяснение суры "Аль-Анфаль" (8:60), "Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней...". Этот аят также любят использовать радикалы как призыв к борьбе и убийству. Но опять же уже следующий за ним аят гласит: "Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру" – разве это можно каким-нибудь образом расценить как пропаганду насилия, жестокости и унижения? 
  6. Периодически в вербовке радикалы используют цитату из суры "Аль-Анфаль" (8:26), где говорится: "Рубите им головы и рубите им все пальцы". При этом они полностью игнорируют то, что речь идет о предписании Аллаха ангелам во время исторической битвы при Бадре с курайшитами. Первая часть этого аята звучит так: "Вот твой Господь внушил ангелам: "Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали...". Используя наставление ангелам как приказ убивать многобожников, радикалы унижают свою собственную религию такой подменой понятий и откровенной ложью. А ложь, как мы помним, является одним из самых страшных грехов. И разве может стать проповедником или духовным лидером тот, кто обманывает?
  7. Объяснение суры "Мухаммад" (47:4). Как указывает ибн Джарир аль-Табари, этот аят говорит о конкретной битве с неверующими в условиях войны, что очевидно из первой же строки суры. Здесь говорится о "тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха" (Коран, 47:1). Но это опять же упоминание исторического события, а не призыв убивать неверных здесь и сейчас. 
  8. Объяснение суры "Ат-Тауба", 29-й аят (9:29). Радикалы часто приводят цитату, которая якобы утверждает, что Коран велит мусульманам воевать с людьми писания до тех пор, "...пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными". И снова здесь представители деструктивных течений "забывают" и вычеркивают исторический контекст этого аята – битву при Муте, сражение с конкретным враждебным государством – Византийской империей. Об этом говорит ранний толкователь Корана Муджахид ибн Джабр аль-Махзуми (ум. 104 г.х.) 
  9. В процессе вербовки радикалы ищут любую возможность обвинить кого-либо в безверии, то есть сделать его "такфиром", отрицают светские ценности, такие как образование и медицина. Приверженцы деструктивных религиозных течений не ставят на центральное место "ахляк" (высокую нравственность), а наоборот, внушают своим приверженцам быть "отчуждёнными от других". Делается упор не на то, чтобы "человечностью, милосердием овладеть сердцами других", а наоборот, на то, "чтобы сломать другого".
  10. Пропаганда идеи создания халифата. Здесь представители деструктивных религиозных течений зачастую говорят о том, что необходимо разрушить действующий государственный строй и создать новое государство – исключительно для "правильно" верующих мусульман. Поэтому они отрицают мазхабы, в особенности ханафитский, поскольку он наиболее лояльно относится к адату – праву, юриспруденции. Нигде в Коране вы не найдёте аята, который призывает к разрушению. 

В заключение необходимо сказать, что религиозные радикалы чаще всего трактуют священную книгу мусульман, вырывая цитаты из контекста, придавая им другую эмоциональную окраску и смысл, они манипулируют аятами, пытаясь доказать, что традиционный ислам одобряет насилие. Важно помнить, что ислам – это религия мира, которая никогда не призывала к жестокости.