Лизинговое финансирование предпринимателей, приобретающих спецтехнику отечественного производства, зарекомендовало себя как простой и эффективный механизм как поддержки автопроизводства, так и обновления технического парка казахстанских компаний.

Оператором в этом процессе выступает "БРК-Лизинг", который действует в рамках сразу пяти госпрограмм, это: ГПИИР 2015-2019, "Дорожная карта бизнеса 2020", "Нурлы-жол 2015-2019", "Программа лизингового финансирования по обновлению автобусного парка в рамках поддержки отечественных автопроизводителей" и "Программа лизингового финансирования по обновлению машинно-тракторного парка в рамках поддержки отечественных производителей сельскохозяйственного машиностроения". При этом лизинг, например, железнодорожного транспорта имеет свои особенности.

Некоторые СМИ дают не совсем корректную информацию о финансировании проектов через "БРК-Лизинг", поэтому посмотрим, как оно происходит по госпрограмме "Нурлы-Жол", в том числе на конкретном примере производства вагонов АО "ЗИКСТО", и чем отличается от финансирования по другим направлениям.

№1. Для чего предназначено лизинговое финансирование от "БРК-Лизинг" по программе "Нурлы-Жол"?

Программа работает для поддержки отечественных автопроизводителей через механизм лизингового финансирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые приобретают автотранспортные средства и автотехнику специального назначения отечественного производства, за исключением легкового транспорта. В частности, можно приобрести технику таких отечественных автопроизводителей, как Hynday Trans Auto, Сарыаркаавтопром, Камаз-Инжиниринг, СЕМАЗ, ЗИКСТО.

№2. Каковы условия лизингового финансирования по программе "Нурлы-Жол"?

Финансирование предоставляется под 3% годовых в тенге на срок от 3 до 5 лет. Предполагается участие собственными денежными средствами в размере 30% от стоимости предмета лизинга. Передача предметов лизинга в сублизинг запрещается. Срок изготовления и поставки товара не должен превышать 9 месяцев с даты подписания договора.

№3. Есть ли дополнительные комиссии?

Комиссии по программе отсутствуют, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых, если лизингополучатель нарушает условия договора финансового лизинга. Размер агентского обслуживания, взимаемого ежегодно автопроизводителем с лизингополучателя, не должен превышать 2,5% от остатка непогашенной лизингополучателем АО "БРК-Лизинг" стоимости предмета лизинга. Страхование КАСКО осуществляется за счёт лизингополучателя.

№4. Есть ли льготный период по выплатам?

Есть. Но только по оплате основного долга: срок льготного периода по нему составляет до 6 месяцев. По ставке вознаграждения льготный период не предусмотрен. Периодичность погашения суммы основного долга - ежемесячно или ежеквартально, по решению уполномоченных органов лизингодателя.

№5. Каков алгоритм получения лизинга?

Процесс получения лизингового финансирования от "БРК-Лизинг" по программе "Нурлы-Жол" прост и состоит из пяти последовательных шагов:

  • Выбрать спецтехнику
  • Собрать и предоставить документы
  • Заключить договор лизинга
  • Внести аванс за спецтехнику
  • Получить спецтехнику

С перечнем всех необходимых документов как для автопроизводителя, так и для лизингополучателя, можно ознакомиться здесь.

№6. Особенности условий лизинга ж/д транспорта от "БРК-Лизинг"

Приобретать железнодорожный транспорт в лизинг экономично в первую очередь для предприятий, которые занимаются большими объёмами грузовых перевозок. Предметами лизинга могут быть: локомотивы и пассажирские и грузовые вагоны различных типов. Общая стоимость оборудования должна начинаться от 500 млн тенге. Ставка вознаграждения – от 9% годовых. Авансовый платёж – от 20%. Срок лизинга – 3-15 лет.

№7. Ж/д лизинг на практике: пример крупнейшего проекта по производству вагонов АО "ЗИКСТО"

В августе 2016 года АО "БРК Лизинг" начало финансирование крупнейшего проекта по производству 1 108 лизинговых вагон-платформ отечественного производства. Проект реализуется в рамках ГПИР "Нурлы-Жол" на 2015-2019 годы. Указом Главы Государства предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов за счёт привлечения средств АО "ЕНПФ" в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций АО "Банк Развития Казахстана". Эту сумму выдал в качестве лизингового кредита АО "БРК-Лизинг".

Поставщик вагонов – казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО "ЗИКСТО". Согласно договору срок реализации проекта - 10 лет, то есть до августа 2026 года. Ставка вознаграждения по лизинговой сделке - 18% годовых.

Продукция в полном объёме изготовлена АО "ЗИКСТО" и передана АО "БРК-Лизинг" в 2017 году. Согласно условиям договора, до конца срока кредитования владельцем вагон-платформ является АО "БРК-Лизинг".


На фото: Вагон-платформы производства АО "ЗИКСТО"

№8. Как производятся выплаты по сделке?

Уже в январе 2017 года АО "БРК-Лизинг" получил первое вознаграждение по сделке в размере 1 280 000 000 тенге.

Официальные финансовые данные по сделке, по состоянию на 5 декабря 2019 года таковы:

  • Общая сумма займа составила 17 511 783 746 тенге.
  • Сумма выплаченного основного долга за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составляет 2 750 000 000 тенге.
  • Сумма, выплаченная в рамках установленной ставки вознаграждения, за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составила 9 169 439 067 тенге.

№9. АО "ЗИКСТО" – надёжный производитель

Финансовые данные по деятельности предприятия за период 2016-2019 годы таковы:

  • Налоги и отчисления в государственный бюджет составили 3 175 198 132 тенге,
  • Выплаты заработной платы сотрудникам 2 578 387 272 тенге,
  • Профсоюзные выплаты составили 51 277 154 тенге,
  • Выплаты по коммунальным услугам составили 848 443 294 тенге.
  • На текущий момент на предприятии трудоустроено свыше 600 человек. Задолженности по заработной плате сотрудников у предприятия отсутствуют.
  • Предприятие работает в штатном режиме.

По данным АО "БРК Лизинг", в данный момент АО "ЗИКСТО" выполняет все свои обязательства в срок и в полном объёме. АО "БРК-Лизинг" осуществляет постоянный мониторинг предприятия и никаких претензий к АО "ЗИКСТО" не имеет.

№10. Почему этот проект важен для экономики Казахстана?

Проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии Казахстана. Помимо возврата основного долга, в рамках установленной ставки вознаграждения после завершения контракта государство получит в бюджет страны более 6 млрд тенге от заёмщика. А более 2 000 выпущенных вагон-платформ уже позволяют ежегодно зарабатывать на транспортном потенциале страны более 20 млн долларов ежегодно, обеспечивая грузоперевозки по направлениям Западный Китай и Западная Европа.

№11. Какую минимальную сумму можно получить по лизинговому финансированию от "БРК-Лизинг"?

Минимальная стоимость предметов лизинга должна быть следующей:

  • по госпрограмме "Дорожная карта бизнеса 2020" — 80 млн тенге (по легкой промышленности — 50 млн тенге);
  • по "Нұрлы-Жол 2015-2019": Поддержка отечественных автопроизводителей — минимальная сумма отсутствует;
  • по лизинговому финансированию тракторов и комбайнов отечественного производства — минимальная сумма отсутствует;
  • по другим проектам — 500 млн тенге.

Минимальная сумма финансирования по лизинговому финансированию автобусов отечественного производства составляет — 100 млн тенге.

№12. Какие проекты "БРК-Лизинг" не финансирует?

АО "БРК-Лизинг" запрещается финансирование проектов в следующих отраслях:

  • производство оружия;
  • производство алкогольной продукции;
  • производство наркотиков, наркотических средств и психотропных веществ;
  • производство табачных изделий.