Как ForteBank и полиция задержали телефонного мошенника и что нужно делать, когда звонят "сотрудники банка"
Многие получали подозрительные звонки от незнакомцев, представляющихся сотрудниками банков или правоохранительных органов. На деле звонящие оказываются мошенниками, цель которых – выманить ваши деньги. Алматинка Алия (имя изменено) стала жертвой такого мошенника, но благодаря чёткой работе службы безопасности банка преступник был вычислен и задержан.
В мае 2022 года в контакт-центр ForteBank в Алматы обратилась клиент банка Алия И. Она заявила, что ей на мобильный телефон позвонил неизвестный, представившись сотрудником банка. Путём различных уловок мошенник узнал персональные данные клиентки, и она даже назвала ему SMS-код, пришедший ей на мобильный, чтобы совершить некую операцию.
В результате с депозитного счёта клиентки были похищены 1 996 000 тенге. Сотрудники службы безопасности ForteBank установили, что средства были переведены на банковскую карту лица, неоднократно судимого, который находится в СИЗО. А обналичил похищенные средства в банкомате одного из ТРЦ города другой мужчина, его автомобиль и передвижение удалось отследить при помощи камер видеонаблюдения. Позднее преступник был задержан полицейскими в ходе реализации плана "Перехват".
Хотя уловки мошенников достаточно стереотипны, как показывает неутешительная практика, от этого они не менее эффективны. И какими бы надёжными ни были банковские системы безопасности, очень многое зависит от действий самих клиентов.
Как узнать, что позвонивший вам с неизвестного номера или написавший "сотрудник банка" на самом деле мошенник? Есть несколько моментов, которые должны вас сразу насторожить.
Работники банка никогда не делают так:
- не требуют назвать данные карты, CVV-код и коды из SMS;
- не предлагают перевести деньги на другие счета и карты;
- не просят установить сторонние приложения;
- не просят установить приложение Team Viewer.
Мошенники говорят: "У вас проблема!"
Если обратившийся сразу предложит произвести с вашими деньгами какие-то операции, то в здравом уме и трезвой памяти вы, скорее всего, не согласитесь. Поэтому излюбленный способ мошенников – сообщить вам о проблеме.
К примеру, злоумышленники могут солгать, что сегодня вы подали заявку на кредит на сумму 1 млн тенге, или что у вас образовалась огромная просрочка по кредиту, или что вы сделали только что перевод на большую сумму, и нужно проверить, действительно ли вы его сделали. Могут сказать, что обнаружили подозрительную транзакцию и что нужно заблокировать вашу карту.
Главная цель таких заявлений – узнать ваши персональные данные. И сообщить их вас непременно попросят в тот или иной момент. Это важный сигнал – к вам обратились мошенники! Именно этого в такой форс-мажорной ситуации делать ни в коем случае не следует!
Что происходит с психикой человека, который узнаёт о явном недоразумении со своими счетами, кредитами, депозитами? Он хочет его моментально исправить, а мошенник в качестве "помощника" тут как тут. Нужно отменить заявку на кредит, перевод, списать просрочку? Конечно, сейчас, только скажите ваш номер карты, пароль, CVV-код, код из SMS... Можете быть уверены: после того как сообщите эти данные, проблема с хищением ваших средств точно возникнет.
Поэтому если вы знаете, что не подавали никаких заявок на кредит, не допускали просрочек и вообще не имели до этого момента никаких проблем с финансами, то первое, что нужно сделать, – это успокоиться и взять инициативу в свои руки.
Нужно продолжить выяснять все обстоятельства в своём ритме и на своей скорости. Кстати, первое, что будут пытаться делать мошенники, – это торопить вас и пугать. И это тоже очень важные сигналы опасности.
Что нужно делать в такой ситуации:
- ни в коем случае не сообщайте свои персональные данные – никакие;
- не платите пени и штрафы переводами, это можно сделать в приложении банка;
- попросите продиктовать/написать имя, фамилию и должность обратившегося;
- положите трубку, прекратите общение с позвонившим/написавшим;
- найдите номер телефона или адрес электронной почты банка на официальном сайте банка;
- перезвоните или напишите в банк и сообщите о случившемся;
- узнайте, работает ли там такой сотрудник и правду ли вам сказали;
- если выяснилось, что информация ложная, данные об инциденте будут переданы в службу безопасности банка.
Помните, что если вам звонят или пишут, то у мошенников есть такая необходимость – каких-то данных для кражи им пока не хватает. Поэтому вы в безопасности ровно до тех пор, пока сами не потеряете контроль и не сообщите злоумышленникам то, что им нужно.
Мошенники говорят: "Вам повезло!"
Как создать ажиотаж и заставить человека действовать необдуманно? Если не огорчить его, то обрадовать!
Мошенники могут сообщить, что вы выиграли денежный или другой приз в акции. Или что вы один из счастливчиков, который может купить товар с большой скидкой, но нужно торопиться и оплатить его как можно скорее. Такие предложения вы можете обнаружить и на некоторых сайтах.
Что должно насторожить? Вряд ли вы можете выиграть в акции, в которой даже не участвовали и о которой не знали, не так ли? Впрочем, бывают исключения, когда банки проводят розыгрыш среди клиентов, оформивших кредит или депозит в определённое время. Как понять, кто с вами на связи?
Важное отличие – сотрудник банка никогда не попросит оплатить комиссию, часть стоимости приза, его доставку, совершить любой другой платёж или сообщить ему вашу персональную информацию (номера счетов, карт и так далее), чтобы якобы оформить выигрыш/скидку, перевести деньги вам на счёт. Так поступают мошенники. Настоящий сотрудник банка просто известит вас, в какое отделение банка нужно прийти, чтобы забрать выигрыш.
Многие банки сейчас развивают свои интернет-магазины и предлагают различные товары в рамках эко-систем. Нужно быть предельно внимательными и уметь отличать эти ресурсы от мошеннических.
Как распознать продавца-мошенника:
- акцент на словах "акция", "ограниченное количество", "срочная продажа";
- дорогостоящие товары продаются значительно дешевле их рыночной стоимости;
- нет курьерской доставки, самовывоза;
- нет контактов для обратной связи, вся переписка ведётся только через мессенджеры;
- страница продавца зарегистрирована недавно;
- есть неточности в описании товаров;
- продавец торопит покупателя под разными предлогами;
- вас просят отправить предоплату;
- вас просят произвести оплату на киви-кошелёк, пополнить баланс абонентского номера, отправить деньги на международную карту;
- вам сообщают, что вы не вправе отказаться от покупки.
Помните, продавец не должен знать данные вашей банковской карты!
Все покупки оформляйте на официальных веб-ресурсах и непосредственно в мобильных приложениях банков. Если вы поняли, что уже стали жертвой аферистов, можно сразу обратиться в полицию.
У злоумышленников на вооружении сотни приёмов и богатая фантазия, перечислить все мошеннические схемы невозможно, и постоянно появляются новые.
Главное, понять алгоритм: если вас настойчиво выводят на эмоции, торопят, просят сообщить ваши данные и реквизиты, навязчиво склоняют к каким-либо действиям – это мошенники.
Интуиция обычно даёт людям яркие сигналы о том, что их хотят обмануть, но спешка и эмоции мешают правильно действовать. Поэтому самоконтроль и осведомлённость – лучшие друзья в диалоге с человеком, который представился сотрудником банка.