Форма для Министерства обороны и Нацгвардии, пуховики и обувь для населения. Всё это шьют и производят в Алматы
Журналисты вместе с представителями местного акимата и Министерства промышленности и строительства посетили два предприятия легкой промышленности в мегаполисе.
Первое – ТОО "Казлегпром-Алматы". Это одно из крупных высокотехнологичных производственных предприятий швейной и обувной отрасли легкой промышленности Казахстана. Компания работает на рынке с 2011 года. На первом этаже фабрики налажено обувное производство. Это особая гордость предприятия. Производственная мощность цеха – более 1500 пар обуви в день.
"Наша компания – единственная, кто производит подошву для обуви и защитные подноски для спецобуви, которые выдерживают ударную прочность до 200 Джоулей. Это соответствует стандартам ГОСТа", – поделился с нами директор ТОО "Казлегпром-Алматы" Олжас Зияханов.
Компания первой приняла участие в пилотном проекте по маркировке обуви.
"Вся обувь у нас выходит маркированной, со штрих-кодом. Его можно просканировать и получить полную информацию по обуви: кто произвел, какой материал и размер", – отметил Олжас Зияханов.
Кстати, материал для кожи тоже казахстанского производства. Ее приобретают на кожевенном заводе ТОО "Almaty Тannery +", расположенный в Карасайском райне Алматинской области. А фурнитуру заказывают в Китае и Турции.
Оборудование на обувной фабрике стоит немецкое. Но при этом его обновляют каждый год. Так, в прошлом году закупили 16 автоматов, каждый из которых может заменить трёх-четырёх человек. Несмотря на автоматизацию процесса, люди здесь не остаются без работы, ведь оборудованием нужно управлять. В общей сложности в ТОО "Казлегпром-Алматы" трудятся более 700 человек. Средняя заработная плата 200–250 тысяч тенге.
Отдельная линия предприятия – спецодежда для силовых структур. Именно здесь шьют форму для Министерства обороны, Национальной гвардии, пограничной службы. Причем как повседневные кители, так и парадные. В этом же цехе налажено производство деловых костюмов. ТОО "Казлегпром-Алматы" обеспечивает потребности не только внутреннего рынка по пошиву спецформы, но и поставляет заказ на экспорт в Россию.
"В начале года мы сшили костюмы, зимние комплекты для "Газпрома". Прошли проверку. Технически соответствуем всем стандартам Таможенного союза", – отметил Зияханов.
Производственная мощность швейного цеха – более 2000 комплектов одежды в день. Оборудование здесь тоже современное. Если шить карман вручную, то на него уйдет 5-10 минут, а автомат позволяет сделать эту же работу всего за 20-30 секунд. Даже пуговицы сейчас не пришивают вручную: весь процесс автоматизирован.
"Мы сейчас с 20-30 швеями производим в день до 400-500 кителей в день. Без автоматизации такой объем невозможен. Потом полностью отшитой продукции нужно придать товарный вид. Изделие подвергается влажно-тепловой обработке. На каждую деталь у нас есть разные прессы. А раньше утюжили в ателье" – поделилась подробностями своей работы мастер пиджачного цеха Гульназ Молдабекова.
Сырье для производства приходит из разных источников, в основном из Китая, Турции, России. Для классических костюмов закупали материал даже в Италии и Португалии. ТОО "Казлегпром-Алматы" шьёт не только спецформу, но и одежду для населения.
"Используем натуральные ткани – шерсть и хлопок. Смотрим, что носят казахстанские мужчины. Они любят в основном спокойные цвета, все оттенки синего, чёрного, серого. Им нравятся более зауженные, укороченные пиджаки. А вот женщины предпочитают пиджаки оверсайз", – поделилась дизайнер фабрики Нурбиби Байтасова.
Складской комплекс расположен непосредственно на территории швейно-обувной фабрики. Выгодное расположение предприятия и удобные подъездные пути, собственный транспорт и налаженные связи с транспортными компаниями позволяют оперативно отгружать и доставлять продукцию по всему Казахстану.
Директор ТОО "Казлегпром-Алматы" Олжас Зияханов охотно делится своей историей успеха, которую можно повторить в каждом селе или городе Казахстана. Это придаст импульс экономическому развитию страны, решит проблемы с трудоустройством населения и его оттока в города.
"Только в одном Алматы ежедневно полтора миллиона человек заезжает на работу. А если в пригородных селах откроются подобные фабрики, это будет большой плюс для нашего населения. Люди не будут тратить время зря, простаивая по два-три часа в автомобильных пробках", – предлагает глава предприятия.
К слову, ТОО "Казлегпром-Алматы" планирует расширяться: компания приобрела земельный участок в селе Узынагаш, чтобы построить там ещё одну фабрику на 300-400 рабочих мест. Уже подали заявку на финансирование в Фонд развития предпринимательства, сейчас она на рассмотрении.
А где взять столько специалистов? Уже сейчас на предприятии проходят практику более 70 студентов колледжа моды и дизайна, колледжа флористики, Алматинского технологического университета. В основном они и остаются здесь работать. На фабрике есть учебный центр "Шебер", где могут поделиться профессиональными навыками с любым желающим.
Второе предприятие, на котором побывали журналисты, – ТОО "КазСпо-N". Компания занимается пошивом одежды с 1996 года. Основное направление – выпуск рабочей одежды для нефтегазового сектора. Кроме того, здесь же производят под отдельным брендом спортивную форму (торговая марка Zibroo) и вязаный трикотаж (торговая марка Alerma). Компания экипирует и сборную Казахстана на международные соревнования.
"Швейным производством я управляю уже 27 лет. Мы занимаемся производством большого ассортимента одежды, выпускаем около 500 наименований в год. Наше новое направление, которому уже семь лет, – производство пуховиков под торговой маркой Alerma. Мы импортируем ткани из Италии, Турции, Китая. Пух привозим из России, берем и в Казахстане", – поделилась с нами гендиректор швейной фабрики "КазСпо-N" Елена Свечникова.
Эта компания – единственная, которая выпускает пуховики в Казахстане. Но их производство специфическое, и требует особых технологий. Вот почему на предприятии оборудовали собственную лабораторию по определению качества пуха и пухостойкости материала. Без этих приборов невозможно производить качественные пуховики.
"Мы сейчас продаем пуховики в 40 городов России, от Владивостока до Калининграда. На протяжении двух лет экспортировали верхнюю одежду в Америку, несколько лет – в Европу. В целом экспорт на сегодня по пуховикам составляет 90 процентов. А 10 процентов отправляем по Казахстану – в Алматы, Астану, Караганду, Усть-Каменогорск. Один цех выпускает в день около 50 пуховиков. Мы больше ориентируемся на производство уникального продукта. То есть это стратегия голубого океана, когда у тебя есть возможность диктовать правила игры, где ты сам можешь формировать ценовую политику", – поделилась успехами глава предприятия.
Цены на пуховики прошлой коллекции – 40-60 тысяч тенге. А в новой коллекции есть верхняя одежда и по 240 тысяч тенге, там ткань дорогая, итальянская. Кстати, все пуховики этой компании можно стирать в стиральной машине, причем несколько раз в сезон. Что касается наполнения, то здесь выдержана высокая планка: 90 процентов пуха, 10 процентов – перо птицы.
Выдержан стандарт и по морозостойкости верхней одежды. Между слоями ставится мембрана. Ощущение, что человек находится в спальном мешке. Защита в минус 40 градусов мороза обеспечена.
"Мы такие пуховики шили для Министерства обороны Казахстана, для спецназа. Потом трансформировали эту технологию в розничное направление. На сегодня можем закрыть планку в минус 50 мороза. Уже есть такая технология. Закупили оборудование и делали безниточное соединение по производству пуховиков, прошивка с помощью ультразвука", – пояснила директор предприятия.
В прошлом году товарооборот компании составил 1,5 миллиарда, в этом году – 1 миллиард. Зарплата у швей от 150 до 250 тысяч и выше. Здесь тоже есть своя школа по подготовке кадров.
"Мы берем людей буквально с улицы, бесплатно их обучаем на казахском и русском языках. Разрабатываем тесты, принимаем экзамены и выдаем сертификаты. На нашей производственной базе есть всё оборудование, которое используется в мировой легкой промышленности. Вместо картонных лекал у нас вот уже 20 лет применяются электронные", – отметила Свечникова.
Чтобы не зависеть от тендеров и от госзакупки, компания придумала свою новую коллекцию. Работники здесь заняты 365 дней в году. Всего на предприятии трудятся около 200 человек. Но в ближайшем будущем компания обещает стать больше: открываются филиалы в близлежащих городах. В этом году заработал филиал в городе Есике.
"Работаем с центром занятости в Есике, будем трудоустраивать население этого города. Рассчитываем посадочные места на сто человек. Для Есика это хорошая точка. И мне приятно работать с местными жителями, они благодарны за работу, очень ответственные", – рассказала Елена Свечникова.