"Даже тонкий слой инея может изменить аэродинамику самолёта". Кто и как защищает самолёты Air Astana от снега и льда
Безопасность и своевременность полётов – главные приоритеты авиакомпании Air Astana. Интересно, что организация такого процесса, как противообледенительная обработка самолётов – деайсинг, – может кардинальным образом влиять на обе эти составляющие. В холодное время года в аэропортах настоящие очереди из самолётов, ожидающих деайсинг.
Чем опасны осадки на поверхности самолёта
Замёрзшие осадки снижают аэродинамические свойства самолёта при полёте. Например, снег, иней и лёд на поверхности крыла самолёта увеличивают турбулентность, воздушному судну трудно держаться за воздух – появляется тенденция к сваливанию, а вброс снега и льда в авиадвигатели при взлёте может привести к их самовыключению. Кроме того, когда датчики, необходимые для считывания скорости, покрыты снегом, они искажают сведения, необходимые пилотам для управления самолётом. Сейчас в гражданской авиации используют концепцию "чистого крыла". Это означает, что перед полётом крылья, горизонтальное и вертикальное оперение воздушного судна должны быть свободными от всех видов осадков. Для очистки самолётов используют деайсеры – машины для проведения противообледенительной обработки – и специальные противообледенительные жидкости.
Старший менеджер по техническому обслуживанию авиакомпании Air Astana Аслан Абильпеисов рассказал, как авиакомпания защищает свои самолёты от снега и льда в холодное время года, почему решила делать это самостоятельно, какую технику, инфраструктуру и противообледенительные жидкости использует и, конечно, где обучает своих специалистов.
– Аслан, расскажите, пожалуйста, что такое деайсинг?
– Это процесс очистки самолёта от любых видов снежно-ледяных отложений и защита от повторного обледенения на определённый срок времени (время зависит от погодных условий). По-русски это называется противообледенительная обработка воздушного судна. Это ключевой этап подготовки в осенне-зимний период, обеспечивающий безопасность полётов.
– Почему это важно для безопасности полёта?
– Даже тонкий слой инея может изменить аэродинамику самолёта, уменьшая подъёмную силу либо увеличивая сопротивление и создавая непредсказуемое управление. Это представляет значительный риск во время взлёта и полёта. Противообледенительная обработка гарантирует, что самолёт сохранит свой истинный аэродинамический профиль, обеспечивая безопасную эксплуатацию от взлёта до посадки.
– Когда началась история самостоятельного деайсинга в компании и почему Air Astana решила проводить его самостоятельно?
– С 2008 года Air Astana самостоятельно выполняет противообледенительную обработку воздушных судов. В первую очередь это связано со своевременностью выпуска рейсов в зимний период, так как при сильном снегопаде образуются очереди на противообледенительную обработку, что влияет на регулярность полётов и выполнение суточного плана полётов авиакомпании. Авиакомпания инвестирует в современные противообледенительные машины, чтобы минимизировать влияние неблагоприятных погодных условий на пунктуальность рейсов, при этом строго соблюдая высокие стандарты безопасности.
– В каких городах и сколько есть машин? Сколько в этом году закупили? В чём их преимущество перед другими?
– Авиакомпания выполняет противообледенительную обработку воздушных судов Группы. В Алматы и Астане у нас по восемь единиц техники и одна противообледенительная машина в аэропорту Павлодара. В этом году мы получили по две новые машины в Алматы и Астане. В Астане мы имеем технику датской компании Vestergaard. Её преимущество – телескопическая форсунка, которая даёт возможность очищать поверхности воздушного судна на расстоянии вплоть до 50 см. Данное преимущество напрямую влияет на эффективность очистки и защиты воздушного судна, что актуально для климата Астаны с его сильными ветрами.
Противообледенительные машины Elephant® BETA Flex-liner от компании Vestergaard обеспечивают эффективную и безопасную обработку самолётов в суровых климатических условиях Астаны. Телескопические форсунки ускоряют процесс, сводя к минимуму потерю температуры и расход жидкости, а увеличенные баки позволяют обслуживать больше воздушных судов без дозаправки.
– Расскажите также про склад хранения противообледенительной жидкости. Что в планах?
– Идея строительства склада зародилась несколько лет назад, и в 2023 году приступили к его постройке. В декабре этого года мы начали использовать его для хранения противообледенительной жидкости и техники. Площадь склада позволяет держать достаточный запас жидкости, что обеспечивает долгую бесперебойную противообледенительную обработку в аэропорту Астаны. В планах разработать и построить внутри склада станцию смешивания жидкости. Работы планируется начать следующим летом.
– Где и кто обучает специалистов деайсингу?
– В авиакомпании есть свои инструкторы, которые проводят внутреннее обучение сотрудников компании, задействованных в противообледенительной обработке воздушных судов. Сами инструкторы проходят обучение у британских специалистов, с ними мы сотрудничаем уже продолжительное время.
– В какой период проводится дейсинг?
– Сезон официально открывается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. При этом противообледенительная обработка может проводиться и летом. Это зависит не только от погодных условий, но и от условий образования инея или "прозрачного льда" на крыльях воздушного судна.
– Какие типы противообледенительной жидкости использует Air Astana?
– Противообледенительная жидкость бывает четырёх типов. Тип-1 используется исключительно для очистки воздушного судна от снежно-ледяных отложений. Типы 2, 3 и 4 используются для защиты от обледенения, так как имеют загуститель в своём составе, что даёт жидкости время защитного действия. Air Astana использует тип-1 и тип-4, исходя из ряда параметров её применения и защитных характеристик. Противообледенительная жидкость выбирается исходя из погодных условий Астаны и Алматы.
– Какой срок действия жидкости? Сколько литров уходит на обработку A321?
– Cрок действия жидкости тип-4 зависит от конкретных погодных условий во время противообледенительной обработки на воздушном судне.
Расход же жидкости варьируется в зависимости от погодных условий, интенсивности осадков, видов осадков. К примеру, на обработку А321 может уходить от 300–400 литров до 1000–1500 литров жидкости типа-1. Чем больше снега на плоскостях, тем больше времени и количества жидкости будет применяться для очистки.
Подробнее о противообледенительной обработке
Процедура проводится в два этапа, при этом используются два типа жидкостей: тип I и тип IV. Обе жидкости химически нейтральные.
Первый этап – деайсинг: тип I смешивается с горячей водой и механически удаляет снежные образования на поверхности, температура жидкости составляет не менее 60 градусов.
Если идут осадки и/или есть условия появления инея, проводится второй этап – антиайсинг: это облив типом IV, который предотвращает появление обледенения на поверхностях самолёта до взлёта.
Среднее время обработки самолёта составляет 10 минут, это зависит от размера воздушного судна, наличия или отсутствия обледенения и других факторов.