Судебная коллегия Карагандинского областного суда частично изменила приговор по делу об эксплуатации двух человек: суд снял обвинение в создании и участии в организованной преступной группе и сократил сроки четырём осуждённым.

Ранее специализированный суд по уголовным делам Карагандинской области признал организатором этой схемы мужчину, который почти девять лет заставлял пару из Караганды попрошайничать и забирать у них всю выручку. При этом супруг имел инвалидность. По данным суда, потерпевшие ежедневно отдавали ему от 20 до 40 тысяч тенге, жили в предоставленной им квартире, а их дочь он фактически забрал у родителей, угрожая лишением родительских прав. Тогда суд назначил организатору 17 лет лишения свободы, ещё троим соучастникам – по 12 лет.

Судебная коллегия по уголовным делам рассмотрела апелляционные жалобы четверых осуждённых. При пересмотре дела суд пришёл к выводу, что следствие не доказало совершение преступлений в составе организованной группы. Коллегия исключила из приговора статью об ОПГ и оправдала всех четверых по этим эпизодам за отсутствием состава преступления.

В то же время суд оставил в силе обвинение по фактам эксплуатации двух потерпевших, но смягчил квалификацию. Одному из осуждённых суд назначил 9 лет лишения свободы по менее тяжкой части статьи об эксплуатации людей. С учётом приговора Саранского городского суда Карагандинской области от 3 июня 2024 года, где ему уже дали два года, коллегия частично сложила сроки и определила окончательное наказание – 11 лет лишения свободы в колонии максимальной безопасности. Суд указал, что в его действиях есть рецидив.

Остальным трём осуждённым суд также смягчил квалификацию эпизодов об эксплуатации людей и назначил каждому по 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.

Коллегия изменила и суммы принудительных платежей в Фонд компенсации потерпевшим. С одного из осуждённых суд полностью снял обязанность выплатить 41 760 тенге. Для трёх других сумму снизили с 110 760 до 73 840 тенге.

Судебная коллегия указала на нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании дела и вынесла частное постановление в адрес департамента полиции и прокуратуры.

Приговор суда первой инстанции вступил в законную силу в изменённом виде.