Заслуга за выслугу
10 месяцев заслуженным тренером Казахстана теоретически мог стать любой гражданин нашей страны, имеющий диплом, но не воспитавший ни одного чемпиона. И хотя с сентября прошлого года лазейка, позволяющая делать это, была прикрыта, остаётся неизвестно одно: сколько достойных граждан успело обзавестись столь значимым званием?10 месяцев заслуженным тренером Казахстана теоретически мог стать любой гражданин нашей страны, имеющий диплом, но не воспитавший ни одного чемпиона. И хотя с сентября прошлого года лазейка, позволяющая делать это, была прикрыта, остаётся неизвестно одно: сколько достойных граждан успело обзавестись столь значимым званием?
«Заслуженный тренер Казахстана» присваивается наставникам с 1996 года. Регулярно профильное ведомство по спортивным делам вносит изменения и дополнения в приказ, в котором определяются критерии получения этого звания. Но довольно продолжительное время, чтобы стать «заслуженным», требовалось проработать со спортсменами не менее трёх лет. И не просто посещать тренировки и давать умные советы, а добиться серьёзных результатов со своим воспитанником, чтобы он:
– занял 1–3 место на Олимпийских играх
– или завоевал 1–3 место на первенстве мира среди взрослых
– либо стал победителем этапа Кубка мира по сумме всех этапов
– или выиграл золотую медаль Всемирной Универсиады или Азиатских игр
– либо принёс стране золотую награду чемпионата мира среди юниоров
В августе прошлого года звание «Заслуженный тренер Казахстана» было присвоено сразу двум представителям игровых видов спорта: председателю профессиональной футбольной лиги Михаилу Гурману и президенту мини-футбольного «Кайрата» Кайрату Оразбекову. Стоит отметить, что в 2013-м произошло два события, связанные с этими достойными гражданами. Михаил Ильич отпраздновал 60-летие, а Кайрат Айтмолдаевич впервые поднял над головой Кубок УЕФА по футзалу, выигранный «Кайратом».
Разумеется, нашлись злые языки и знатоки законов, которые усомнились в правомочности полученных званий. Если к г-ну Оразбекову претензии были минимальны: он и футзальный «Кайрат» понятия неразделимые, и вся клубная политика контролируется именно им, то к г-ну Гурману появлялись вопросы. Как тренер, он не руководил футбольным клубом, который бы побеждал в чемпионате Казахстана, ведомые им команды не представляли достойно родину в еврокубках. «Так за какие заслуги он стал заслуженным?» – бурчали в Интернете.
Все эти скептики оказались посрамлены. Но то, как в Казахстане становились в 2013-м заслуженными тренерами Казахстана – поистине удивительная история.
7 декабря 2012 года приказом председателя Агентства по делам физической культуры и спорта был добавлен седьмой подпункт, касающийся критериев получения звания, который «Мегаполис» цитирует полностью.
Итак, «Заслуженный тренер Казахстана» присваивается: «В целях морального стимулирования лиц в порядке исключения, а также лицам, внёсшим существенный вклад в повышение авторитета казахстанского спорта на международной арене и за многолетний труд в сфере физической культуры и спорта».
Если первые шесть пунктов полностью исключали какую-либо возможность трактовки (10-е место на Олимпиаде невозможно выдать за третье), то с введением новшества агентство создало уникальную ситуацию: фактически любой гражданин Казахстана с тренерским дипломом на руках и, как минимум, трёхлетним стажем мог стать заслуженным тренером страны! Седьмой подпункт позволял присваивать это звание фактически любому по закону, да так, что не подкопаешься. Если этот специалист руководил только коллективом физической культуры и всего один год, но проработал в спорте много лет, так почему бы и не порадовать этого человека? Или сделать это ради «морального стимулирования в порядке исключения».
Самое интересное произошло позже. Новость о присвоении званий Михаилу Гурману и Кайрату Оразбекову датирована августом 2013 года. А 26 сентября уже другой руководитель Агентства по спорту издал приказ № 343, в котором седьмой пункт был исключён.
К сожалению, вопрос о том, сколько достойных специалистов стали заслуженными тренерами Казахстана не благодаря победам своих воспитанников, а исключительно по совокупности заслуг, остаётся открытым.