Аэропорты, продавая авиакеросин, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков. Об этом заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин на круглом столе на тему "О мерах по демонополизации ключевых товарных рынков РК". 

"На рынке реализации авиакеросина доступ ограничен техническими возможностями инфраструктуры аэропортов, а именно резервуаров хранения. В условиях недофинансирования деятельности аэропортов
и сдерживания тарифов на регулируемые услуги основной доход владельцев этой инфраструктуры – аэропортов
приходится на реализацию авиакеросина. Аэропорты непосредственно сами, либо через аффилированных с ними поставщиков, продавая авиакеросин, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков", – сообщил Серик Жумангарин.

Основную часть (более 72%) авиационного топлива в Казахстане реализуют две компании: ТОО "Petrosun" с долей в 54% и АО "КазМунайГаз" с долей в 18%. Доли основных покупателей ТОО "Petrosun" составляют
Air Astana – 45%, Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев – 17%, Scat – 13%, "Винес трейдинг" – 9%,
Международный аэропорт Алматы – 8%, Qazaq air – 3,3%. 100% объёма авиатоплива у "КазМунайГаза" приобретает АО "КазМунайГаз Аэро".

"В 2021 году 10% от общего объёма, предназначенного для внутреннего рынка, реализовалось через товарные биржи. 29 декабря прошлого года состоялись очередные биржевые торги авиационным топливом. Средневзвешенный индекс авиационного топлива у завода АНПЗ составил 247,8 тысячи тенге за тонну, у завода ПКОП – 257,8 тысячи тенге за тонну, у завода ПНХЗ – 252,7 тысячи тенге за тонну", – говорится в докладе.

Серик Жумангарин добавил, что в крупных российских аэропортах присутствуют дочерние структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), использующих инфраструктуру
аэропортов для заправки как воздушных судов отечественных авиакомпаний, так и зарубежных транзитных перевозчиков.

"Эта  структура владеет достаточным ресурсом авиатоплива для приоритетной заправки судов отечественных авиаперевозчиков, а для заправки судов зарубежных авиакомпаний может импортировать авиатопливо. В этой связи предлагается установить запрет на реализацию авиакеросина аэропортами, а также иными лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на территории аэропортов", – сказал он.