Запретить аэропортам продавать авиакеросин предлагает Агентство по защите конкуренции
Продавая авиакеросин, аэропорты ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков, сказал глава ведомства.Аэропорты, продавая авиакеросин, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков. Об этом заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин на круглом столе на тему "О мерах по демонополизации ключевых товарных рынков РК".
"На рынке реализации авиакеросина доступ ограничен техническими возможностями инфраструктуры аэропортов, а именно резервуаров хранения. В условиях недофинансирования деятельности аэропортов
и сдерживания тарифов на регулируемые услуги основной доход владельцев этой инфраструктуры – аэропортов
приходится на реализацию авиакеросина. Аэропорты непосредственно сами, либо через аффилированных с ними поставщиков, продавая авиакеросин, ограничивают доступ на рынок независимых поставщиков", – сообщил Серик Жумангарин.
Основную часть (более 72%) авиационного топлива в Казахстане реализуют две компании: ТОО "Petrosun" с долей в 54% и АО "КазМунайГаз" с долей в 18%. Доли основных покупателей ТОО "Petrosun" составляют
Air Astana – 45%, Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев – 17%, Scat – 13%, "Винес трейдинг" – 9%,
Международный аэропорт Алматы – 8%, Qazaq air – 3,3%. 100% объёма авиатоплива у "КазМунайГаза" приобретает АО "КазМунайГаз Аэро".
"В 2021 году 10% от общего объёма, предназначенного для внутреннего рынка, реализовалось через товарные биржи. 29 декабря прошлого года состоялись очередные биржевые торги авиационным топливом. Средневзвешенный индекс авиационного топлива у завода АНПЗ составил 247,8 тысячи тенге за тонну, у завода ПКОП – 257,8 тысячи тенге за тонну, у завода ПНХЗ – 252,7 тысячи тенге за тонну", – говорится в докладе.
Серик Жумангарин добавил, что в крупных российских аэропортах присутствуют дочерние структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), использующих инфраструктуру
аэропортов для заправки как воздушных судов отечественных авиакомпаний, так и зарубежных транзитных перевозчиков.
"Эта структура владеет достаточным ресурсом авиатоплива для приоритетной заправки судов отечественных авиаперевозчиков, а для заправки судов зарубежных авиакомпаний может импортировать авиатопливо. В этой связи предлагается установить запрет на реализацию авиакеросина аэропортами, а также иными лицами, не являющимися держателями инфраструктуры на территории аэропортов", – сказал он.