Законопроект о бытовом насилии: защитные предписания дебоширам смогут выносить даже при отказе их жертв от претензий
Сегодня полицейские выносят защитное предписание, запрещающее контакты с человеком, только с учётом мнения потерпевшего.Что случилось. В мажилисе приняли в первом чтении законопроект "О противодействии семейно-бытовому насилию", инициированный депутатами палат парламента. Одна из важных норм, предлагаемых депутатами, позволяет полицейским выносить защитное предписание по своему усмотрению, даже при отказе пострадавшего от претензий.
Что такое защитное предписание. Согласно действующему законодательству, в случаях, когда нет оснований для задержания, полицейские выносят защитное предписание с учётом мнения потерпевшего. Оно вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие (либо от которого исходит угроза его совершения), под расписку.
Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вынесения 16 лет. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи.
Лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание, ставится на профилактический учёт в органах внутренних дел.
Суть нормы. В заключении к проекту отмечается, что теперь защитное предписание может выноситься органами внутренних дел по собственной инициативе "с учётом результатов идентификации угрозы или факта насилия в семье".
"30-дневный запрет на контакты и общение с пострадавшими и детьми, на встречи с ними и их преследование может выноситься как по фактам бытового насилия, так и по результатам идентификации такой угрозы. Это особенно важно, когда жертвы бытового насилия находятся в страхе или зависимости от агрессора и боятся обратиться за защитным предписанием", – отметила депутат Ирина Унжакова.
Позиция МВД. В Министерстве внутренних дел поддержали предложение депутатов.
"За восемь месяцев этого года к нам поступило порядка 130 тысяч обращений по признакам бытового насилия. В итоге по 2,5 тысячи обращений возбудили уголовное дело, по 30 тысячам – административное производство. По всем остальным потерпевшие отказались, и мы не смогли никаких мер принять", – сообщил заместитель министра внутренних дел РК Алексей Калайчиди.
Он отметил, что решение будет приниматься с учётом опроса проживающих с правонарушителем соседей, совместно с органами образования и здравоохранения будет проводиться психиатрическое освидетельствование потерпевших.
"И есть у нас совместный приказ, в котором описаны разные критерии бытового насилия, согласно которым участковый будет принимать решение по вынесению защитного предписания, оно выдается на 30 суток. Основные меры – запрещение употребления спиртных напитков, совершение бытового насилия, запрет приближаться к потерпевшим", – сказал Алексей Калайчиди.
Он уточнил, что за неисполнение защитного предписания предусмотрена административная ответственность.
Позиция спикера мажилиса. Нурлан Нигматулин отметил, что внесение нормы о праве полицейского самостоятельно выносить защитное предписание является правильным решением.
"Что у нас происходит сейчас? Приехал полицейский на вызов, пристыдил, образно говоря, пригрозил на словах и уехал. И это повторяется постоянно, руки связаны прежде всего отказом жертвы от защитного предписания. Поэтому предложенная депутатами норма лишает возможности уходить от справедливого наказания, запугивая жертву последующей расправой либо другими угрозами", – сказал Нигматулин.
Он подчеркнул, что важно создать абсолютно прозрачный механизм реализации этой нормы.
"Один полицейский принципиальный, другой может быть не принципиальным. Необходимо минимизировать здесь влияние человеческого фактора со стороны правоохранительной системы. Здесь не обойтись без чуткого подзаконного акта. Насколько я знаю, все эти критерии оценки определяются не только МВД. Вы сейчас перечислили: МВД, МЗ, Минтруда, МОН, кто ещё? Пять госорганов. Чтобы привлечь к ответственности дебошира, все пять органов должны экспертизу провести. И что получается у нас? Из 10 обращений только два доходят до суда. Бросают люди", – сказал председатель мажилиса.
Он отметил, что сейчас процесс оценки ситуации слишком забюрократизирован.
"Ну кто пойдёт по всем этим инстанциям собирать справки? Привозят в участок полицейские с гематомой на лице и не могут ничего сделать, надо справки брать с одного, со второго, с третьего, с четвертого, с пятого ведомства. Поэтому очень важно пересмотреть с учётом реалий сегодняшнего дня, с учётом норм законопроекта, которые депутаты выносят, и изменить совместный приказ", – отметил Нигматулин.
Предложение о выселении. Депутат Ирина Унжакова отметила, что законопроект предусматривает выселение человека, получившего защитное предписание, на 10 дней.
"Мы считаем, что эти меры носят предупредительно-воспитательный характер, чтобы побудить агрессора изменить своё поведение, и как раз будут способствовать прочности семьи больше, чем просто игнорирование. Все методы должны продвигаться поступательно. Выселение из жилища – оно в рамках действия защитного предписания, это только на 10 дней. Но за 10 дней мы даём возможность человеку хорошенько поразмыслить о том, как он планирует выстраивать отношения в семье дальше", – отметила депутат.
На сегодня в статье 22 Закона "О профилактике бытового насилия" отмечается, что "в исключительных случаях для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища".
Законопроектом предлагается:
- упорядочить правовые механизмы реализации госполитики в области противодействия семейно-бытовому насилию;
- ввести меры по ресоциализации правонарушителей путём прохождения психокоррекционной программы для изменения насильственного и агрессивного поведения правонарушителей;
- конкретизировать компетенции уполномоченных госорганов, усилив компетенцию полиции по контролю за правонарушителями при вынесении в отношении них защитного предписания;
- закрепить права и гарантии безопасности пострадавших;
- урегулировать вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере;
- ввести статистический мониторинг в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, предусматривающий сбор, обработку и анализ информации, статистических данных;
- закрепить права пострадавших на защиту, социальную помощь.
Во время работы над законопроектом депутаты внесли поправки, уточняющие отдельные нормы и улучшающие содержание законопроекта:
- уточнён понятийный аппарат (понятия "физическое насилие", "психологическое насилие", "экономическое насилие", "Программа комплексной медико-психологической помощи", "Уполномоченный орган по вопросам семьи";
- уточнена редакция статьи, регулирующей сферу действия закона;
- внесены нормы, направленные на выстраивание целостной системы мер противодействия в сфере семейно-бытового насилия;
- конкретизированы компетенции министерств внутренних дел, юстиции, местных представительных и исполнительных органов.
Сопутствующий законопроект предлагает изменить практику бессчётного использования примирения и заглаживания вины перед жертвой бытового насилия для ухода от ответственности. Такой механизм можно будет использовать лишь один раз в год. Также предлагается ужесточить наказание для дебоширов, если свидетелем домашнего насилия стали малолетние дети. В трудовое законодательство вводится норма о том, что работодатель обязан предоставить жертве бытового насилия отпуск без сохранения зарплаты на период её нахождения в кризисном центре. Таким образом, у женщины, попавшей в трудную жизненную ситуацию, будет законное основание временно прекратить трудовую деятельность.
Почему это важно знать. Как отметила Ирина Унжакова, на сегодня в Казахстане нет достоверных данных по случаям, когда бытовое насилие находится на начальной фазе и его нужно активно предотвращать, а когда на хронической – когда нужно жёстко пресекать. Бытовое насилие в Казахстане встречается повсеместно, однако реальная картина зачастую скрыта, рычаги воздействия на дебоширов не всегда эффективны, а зачастую их вообще нет. Предлагаемая депутатами норма призвана защитить жертв бытового насилия, которые боятся по каким-либо причинам обратиться за помощью и вынуждены умалчивать о фактах избиения.