Что случилось. Облигации "Самрук-Казыны", которые приобрёл Национальный фонд РК в 2022 году, принесли убытки на сумму в 60,8 млрд тенге, сообщил депутат сената Сергей Карплюк на заседании палаты. Этот факт подтвердили в Нацбанке.

Вопрос сенатора. Во время обсуждения республиканского бюджета на 2024-2026 годы депутат сената Сергей Карплюк остановился на вопросе эффективности управления средствами Нацфонда.

"В утвержденном отчёте о формировании и использовании Нацфонда отражено, что в 2022 году Нацфонд приобрёл облигации "Самрук-Казына", по которым в последующем получил убыток в сумме 60,8 млрд тенге. Средства Нацфонда инвестируются в казахстанские инфраструктурные проекты по решению правительства", – сказал сенатор. 

Депутат задался вопросом, почему облигации "Самрук-Казыны" оказались убыточными, а также какова цель подобных инвестиций. Он спросил, не являются ли такие инвестиции способом дополнительного внебюджетного финансирования расходов государства.

Нацбанк: Ставка по облигациям "Самрук-Казыны" нерыночная. Председатель Нацбанка Тимур Сулейменов подтвердил, что такой убыток был зафиксирован. Как он объяснил, это связано с тем, что средства на покупку облигаций и затем финансирование конкретных инфраструктурных проектов выделили по льготной ставке, которая сравнивается с рыночной при кредитовании и финансировании. Разница между рыночной и льготной ставками рассматривается как убыток финансирующего учреждения.

"Во-первых, эти облигации платятся в полном размере, единственное, что платятся по более низкой ставке. Второе, сейчас в период высоких ставок в целом по миру и в Казахстане финансирование из стандартных рыночных источников затруднено. Вместе с тем есть большие проблемы в инфраструктурном развитии, которые не требуют отлагательства. В этом направлении правительство приняло решение, что по инфраструктуре вопросы стоят сейчас в большом приоритете, и в период высоких ставок мы их профинансировали из Нацфонда", – подчеркнул Тимур Сулейменов. 

Ставка по облигациям "Самрук-Казыны" – плавающая: она равна среднегодовой ставке инфляции за предыдущие 10 лет, а именно 8,7-8,8% годовых. В дальнейшем, добавил Сулейменов, Нацбанк хотел бы, чтобы условия по облигациям, которые приобретает Нацфонд, были максимально приближены к рыночным. Только так можно не допустить убытков Нацфонда.


Читайте также: На какие объекты энергетики потратят 1,5 трлн тенге пенсионных накоплений казахстанцев, ответил министр


По данным главы НБ, на балансе Нацфонда сейчас казахстанские облигации на 3 трлн тенге. Они выдавались в разные годы с 2009 года на различные направления также по низким ставкам: на поддержку экономики в кризисные периоды, поддержку банковской системы.

"Опять же, ситуация с нерыночностью ставок приводит к тому, что их номинальная стоимость – 3 трлн, а реальная стоимость, по которой отчитываются аудиторы, – около 1 трлн. Разница достаточно большая. В рамках бюджетных правил нужно максимально полагаться на рыночные источники финансирования, а на Нацфонд – в самую последнюю очередь, когда абсолютно невозможно прибегнуть к рыночным источникам финансирования", – резюмировал Тимур Сулейменов. 

Минфин: Вынужденная, но важная мера. Цель таких инвестиций, как пояснил глава Минфина Ерулан Жамаубаев, отражена в самой концепции управления госфинансами, – это кредитование стратегических инфраструктурных проектов в стране.

"Реализация таких проектов даёт в целом для экономики и страны мультипликативный эффект: создание новых рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы, увеличение экспортного потенциала страны. Поэтому использование различных механизмов кредитования реального сектора экономики, в том числе с использованием средств Нацфонда, хотя и вынужденная, но важная мера. Тем более возможности республиканского бюджета для таких крупных проектов ограниченны", – заявил Ерулан Жамаубаев. 

Позиция сената. Спикер верхней палаты парламента Маулен Ашимбаев подчеркнул, что сенат не выступает против использования средств Нацфонда для финансирования отдельных стратегических инфраструктурных проектов. Но вопрос в том, как это реализуется.

"Наш коллега спрашивает о механизмах. Вот если бы "Самрук-Казына" выпустил облигации в рынок, то рынок сам бы оценил, насколько они привлекательны, целесообразны. Рынок будет анализировать, не завышена ли цена. Здесь мы видим, что "Самрук-Казына" выпускает облигации, Нацфонд покупает и какие-то механизмы проходят упрощённо. Кто даёт оценку этим процедурам, проработанности проектов? Возможно, Высшая аудиторская палата, но дошли ли у аудиторов руки до этого вопроса?" – сказал Маулен Ашимбаев. 

Второй момент связан с процентной ставкой, уточнил председатель. По его словам, если убытки берёт на себя Нацфонд, то здесь идёт противоречие с концепцией Нацфонда и с теми задачами, которые он должен выполнять по поддержке детей, отметил спикер сената.

"Мы посмотрели отчёт по бюджету прошлого года, мы подняли документы и не увидели информацию об этой части использования средств Нацфонда. Информация отсутствует. Таким образом, есть проблема по отчётности использования этих средств. Мы надеемся, Алихан Смаилов, когда будет отчёт по исполнению бюджета в следующем году, то мы увидим там информацию по использованию средств Нацфонда, которые направляются на покупку долговых облигаций "Самрук-Казына", – резюмировал Маулен Ашимбаев.

Почему это важно знать. С принятием программы "Нацфонд – детям" общественность обращает пристальное внимание на расходы и доходы Нацфонда. Глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал, что средства Нацфонда необходимо беречь, а использовать их можно только для реализации стратегически важных проектов. 

Недавно СМИ стало известно о планах правительства использовать 1,5 трлн тенге из ЕНПФ для финансирования проектов в сфере энергетики. На этом фоне возникает вопрос: не принесёт ли вложение денег из ЕНПФ убытки казахстанцам, как и Нацфонду по облигациям "Самрук-Казыны". В Минэнерго заверили, что это будут надёжные и эффективные проекты, которые обеспечат доходность пенсионного фонда.