Несмотря на реставрацию, стены "Дома невесты" в трещинах и плесени / Фото Informburo.kz

В Петропавловске разрушается уникальный памятник архитектуры, несмотря на то, что его уже реставрировали, потратив 60 млн тенге из бюджета.

О доме купца Валита Янгуразова в Петропавловске ходят легенды. Согласно одной из них, однажды петропавловский купец поехал по торговым делам в Петербург, влюбился там в столичную красавицу и предложил ей руку и сердце. Она согласилась стать женой купца при условии, что он построит ей такой же дом, в каком она живёт в столице. Купец был согласен на всё и для строительства пригласил в Петропавловск итальянского мастера. Избранница Янгуразова переехала из Петербурга в Петропавловск, но свадьба не состоялась: за три дня до неё купец скончался, а построенный им дом назвали "Домом невесты".

Построенный Янгуразовым дом с уникальной архитектурой остался в память об этих легендах и стал одной из достопримечательностей Петропавловска. Под стать неповторимой архитектуре и внутреннее оформление: лепные украшения потолка и стен, изразцовые резные печи, двери из тёмного дуба.

В первые годы советской власти усадьбу Янгуразовых передали под административное здание Петропавловского совдепа. В 20-е годы здесь размещался штаб частей особого назначения, в составе которого работал писатель Сабит Муканов. В 60-е годы в здании располагались облфинотдел и Госстрах.

В начале ХХI века оказалось, что из семи памятников архитектуры республиканского значения, расположенных на территории СКО, двухэтажный "Дом невесты" – единственный находящийся в плачевном состоянии и давно требующий реставрации.


От здания отваливается штукатурка / Фото Informburo.kz

Дождались её в 2013 году, когда из республиканского бюджета на эти цели выделили 61 млн тенге. О том, что работа будет непростой, специалисты предупреждали ещё до её начала. Начальник отдела по охране историко-культурного наследия Людмила Сорокотяга говорила, что технически реставрационные работы будут очень сложными из-за обилия лепнины, зданию потребуется не только качественная реставрация, но и дренаж.

"В этом кирпично-деревянном доме 1914 года постройки много лепнины, по карнизу расположено большое количество фигурок растительного орнамента, реставрация которых, возможно, потребует привлечения узких специалистов по декору, в том числе зарубежных. Работы будут осложнены и тем, что здание находится в очень запущенном состоянии. Здесь требуется не только качественная реставрация, но и дренаж, поскольку наносной грунт сильно углубил цокольный этаж здания – его нужно просто откопать", – говорила тогда Людмила Сорокотяга.

Работы продолжались три года и завершились в 2016 году. Представители профильного министерства работы приняли, но спустя два года уникальное строение снова начало разрушаться: фундамент здания приходит в негодность, стены первого этажа плесневеют, пол вздулся и пропитался сыростью, весной здесь всё время стоит вода. Штукатурка потрескалась, стены позеленели, а на стене красуется отметка уровня воды, видимо, оставленная здесь весной талыми водами.

По информации управления культуры, архивов и документации акимата СКО, работы по восстановлению уникального архитектурного сооружения проводили специалисты РГП "Казреставрация". За три года сделали капитальный ремонт кровли, провели работы по устройству дренажа, демонтаж старой входной группы, на месте которой возведена новая входная группа на второй этаж.

Кроме того, демонтировали пол на первом этаже, очистили стены первого этажа от старой штукатурки. Все работы завершили в конце 2016 года, однако радоваться пришлось недолго: уже на следующий год реставраторам по гарантии пришлось снова ремонтировать крышу, окна и проводить другие работы на первом этаже здания.

Сегодня здание прилично выглядит только снаружи. Внутри – сырость и плесень.

Художник и краевед, член Союза архитекторов РК Александр Листопадний отметил, что невооружённым глазом видна бутафория, которой реставраторы украсили здание вместо лепнины

"Такие "украшения" скорее характерны для театра, где происходит постоянная быстрая смена декораций. Украшать же подобной бутафорией старинные здания нецелесообразно. Пенополиуретан – это ненадолго, даже если это и очень качественный материал. К тому же с его использованием теряется эффект старины. Причина же сырости в здании может крыться как в некачественном устройстве дренажной системы, так и в каких-то происшествиях техногенного характера. Например, аварийное состояние инженерных сетей", – предположил Александр Листопадний.

Однако заниматься спасением здания сейчас, похоже, никто не собирается.

В управлении культуры, архивов и документации акимата СКО пояснили, что приказом Северо-Казахстанского территориального комитета госимущества и приватизации Республики Казахстан от 3 июня 1998 года здание-памятник передали областному филиалу религиозного объединения "Духовное управление мусульман Казахстана". А в соответствии с постановлением акимата Петропавловска от 22 октября 2017 года филиалу предоставлено и право частной собственности на земельный участок площадью 0,3831 га.


После реставрации "Дом невесты" выглядит аккуратно только снаружи / Фото Informburo.kz

Собственнику такое "богатство" уже давно стало настоящей обузой. На балансе филиала здание оказалось только потому, что составляет единый архитектурный ансамбль с мечетью. По словам заместителя имама городской мечети "Нур" Рамазана Канжегитова, мечеть к реставрации никакого отношения не имела. Зато теперь имеет много проблем. Весной в здании стоит вода. Для того чтобы её откачивать, даже специально приобрели мотор. При этом мечети не разрешают использовать строение под какие-либо нужды, невозможно даже сдать его в аренду, чтобы оно само себя окупало. А в осенне-зимний период только коммунальные услуги за "Дом невесты" обходятся примерно в 100 тысяч тенге ежемесячно.

"Мы даже готовы отдать это здание на баланс городу, однако никто не хочет его брать. Поэтому дом сейчас находится в подвешенном состоянии. Мы даже писали письмо в акимат, в отдел культуры, чтобы у нас его забрали, но нам ничего так и не ответили", – сообщил Рамазан Канжегитов

Власти считают, что у здания есть собственник, который в ответе за его дальнейшую судьбу, а владелец думает, как бы от него избавиться.