"Сегодня количество нелегальных перевозчиков в области значительно превышает количество автобусов, задействованных в легальных перевозках, - говорит председатель экспертного совета, директор одного из транспортных предприятий ТОО "Петропавловск-Норд" Булат Рахимов. - Сбор пассажиров незаконно осуществляется рядом с автовокзалом и рынками по нефиксированной стоимости в любое удобное для них время. Это представляет серьёзную угрозу для добросовестных предпринимателей и к тому же влечёт непоступление средств в бюджет".

По словам перевозчиков, по этой причине уже закрыты многие маршруты внутриобластных сообщений. Добраться теперь можно, но с трудом, до Кишкенеколя, Сумного, Балуана, Советского, Саумалколя, Баяна, Спасовки, Ленинградского и др. А самое опасное, по мнению официальных транспортников,что нелегальные перевозки пассажиров осуществляются без проведения предрейсового медицинского и технического осмотра водителей и автотранспортных средств, с нарушением режима труда и отдыха.

Почему же пассажиры отдают предпочтение нелегальным перевозчикам, которые не гарантируют им никакой безопасности? Ответ прост: небольшая разница в цене, а главное – можно уехать в удобное время, не дожидаясь рейсового автобуса.

Я поеду на чём угодно, лишь бы быстрее домой добраться.

"Я приехала из своего села в город рано утром, до обеда сделала все свои дела, но на рейсовый автобус не успела, что же мне теперь, до вечера здесь сидеть? – объясняет свой выбор пассажирка нелегального таксиста Светлана. – А дома - дети, хозяйство, конечно, я поеду на чём угодно, лишь бы быстрее домой добраться".

Начальник отделения организации надзора за дорожным движением управления административной полиции ДВД СКО Аян Самигуллин рассказал, что на стационарных постах постоянно проводится регистрация автотранспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на межрайонных, межгородских, межобластных и международных сообщениях. Однако всего этого недостаточно для выхода из сложившейся ситуации. Полицейские признаются: основной проблемой при выявлении водителей, осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, становится отсутствие доказательной базы. 

Водители утверждают, что везут родственников на какое-либо торжество. 

"Как правило, при остановке таких автомобилей и автобусов водители утверждают, что везут родственников на какое-либо торжество. Не признаются в том, что заплатили за проезд, и сами пассажиры", - говорит полицейский.

Единственно верным решением здесь могут быть только ужесточение санкций за осуществление нелегальных пассажирских перевозок и введение метода контрольной закупки или "тайного покупателя", считают перевозчики.

Я не могу ни зарплату водителям дать, ни отремонтировать транспортный состав.

"С февраля по нашему маршруту ездит нелегальный перевозчик, забирает людей из Саумалколя. Дал объявление в районной газете об осуществлении услуг и работает себе безнаказанно. С марта я обиваю пороги правоохранительных органов с этой проблемой, но никто не может мне помочь, - говорит  индивидуальный предприниматель Марина Шевченко. - Я занимаюсь пассажирскими перевозками с 1994 года, с 1997-го работаю с автовокзалом. "Петропавловск - Гусаковка" - это мой единственный маршрут, и сейчас у меня такое финансовое положение, что я не могу ни зарплату водителям дать, ни отремонтировать транспортный состав".

Почему я должен платить 500-600 тысяч тенге налогов?

"Я  не против конкуренции, не против таксистов и других перевозчиков, но я за работу на равных условиях. Почему я должен платить 500-600 тысяч тенге налогов, а такой же человек, который ездит на собственном автобусе, - всего 18 тысяч тенге? Поэтому я за ужесточение санкций и введение таких мер, как "тайный покупатель", - поддержал коллегу предприниматель Павел Ильюшенко.

Впрочем, для проведения такой операции необходимо юридическое обоснование. Где взять на это деньги и как зафиксировать их передачу, а потом и изъять у водителя переданные ему деньги? Пока же доказательством осуществления нелегальных перевозок не являются ни табличка с наименованием маршрута на лобовом стекле автобуса, ни наличие в нём пассажиров, ни ежедневное его нахождение на одном и том же месте (стоянке, остановке). Передвижение по одному и тому же маршруту также затрудняет привлечение к ответственности водителей, осуществляющих нелегальные перевозки. Нелегалам проще заплатить штраф в размере 5 МРП, при повторном нарушении - 10 МРП, и дальше продолжать заниматься незаконным извозом.

Официальные перевозчики решили создать оперативную рабочую группу для решения вопросов борьбы с нелегальными пассажирскими перевозками и инициировать предложения в законодательство по вопросу ужесточения санкций, рассмотреть вопрос о создании системы, которая даст возможность пассажирам дистанционно бронировать и покупать билеты на услуги такси по внутриобластным направлениям, по приемлемым ценам, через диспетчерские службы, созданные на базе автовокзала.