В России заявили, что приоритет РК в транзите угля в порты РФ невыгоден для страны
По мнению экспертов, Казахстан должен получить приоритет лишь с условием инвестирования в российские порты и железные дороги.В Институте проблем естественных монополий РФ (ИПЕМ) считают, что договорённости о выделении Казахстану приоритетных портовых и железнодорожных квот на вывоз угля невыгодны российской экономике. По мнению экспертов, Казахстан должен получить приоритет лишь с условием инвестиций в российские порты и железные дороги, сообщает "Коммерсантъ".
ИПЕМ провёл моделирование влияния на экономику РФ транзита дополнительных объёмов угля из Казахстана в порты РФ, как это предполагается в проекте межправительственного соглашения двух стран. Документ, дающий Астане право в течение 25 лет вывозить в приоритетном порядке через порты России до 14 млн тонн угля в год, должен был вступить в силу 1 января 2018 года, но пока соглашение не подписано. В Минтрансе России сообщили, что позиция прорабатывается с ведомствами.
Приоритет казахстанскому углю обеспечивают как соглашение, так и уже принятые правила недискриминационного доступа (ПНД) к портовым услугам. Они дают грузоотправителям квоты в портах: сначала инвесторам портовой инфраструктуры, потом странам ЕАЭС, заключившим межправсоглашения с РФ, затем грузоотправителям с долей перевалки в порту выше 30%, клиентам с договорами take-or-pay и долгосрочными договорами.
В целом аналитики ИПЕМ считают, что дополнительная грузовая база из Казахстана не несёт значимых положительных эффектов для экономики. Допуск нового груза должен сопровождаться инвестициями Казахстана в развитие железных дорог и портов, уверен гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян.
В ИПЕМ моделировали три направления – через Усть-Лугу, Мурманск и на Дальний Восток. При обсуждении межправсоглашения Астана заявляла о наибольшем интересе к порту Восточный в Находке.
В ИПЕМ считают, что допуск транзита казахстанского угля на Дальний Восток невозможен технологически: направление загружено и может вместить новые объёмы только за счёт кузбасского угля. Такое замещение снизит доходную ставку ОАО РЖД на 0,7 копейки на 10 тонно-километров, а потери ВВП России из-за ограничения добычи составят более 10 млрд рублей.
Целесообразнее, по оценкам ИПЕМ, транзит через Усть-Лугу и Мурманск, но дополнительно нужно 2,86 тысячи поездов в год и 13,9-15 тысяч вагонов. Доходная ставка ОАО РЖД снизится на 1-2 копейки за 10 тонно-километров, но оно получит дополнительную выручку в размере 13,4-15 млрд рублей в год.
Источник "Коммерсантъ" в угольной отрасли говорит, что потребители готовят замечания к межправсоглашению о необходимости предварительного планирования грузопотоков хотя бы на год вперёд, оценки загрузки портов.
Другой эксперт отмечает, что принудительное изъятие загруженных российскими угольщиками портовых мощностей в виде резерва для казахстанских производителей приведёт к многомиллиардным потерям для экономики, создаст негативную ситуацию в Кузбассе с невывозом угля, скоплением угля на складах.
Он считает, что из ПНД надо убрать ранжирование потребителей, а межправсоглашение дополнить программным документом по инвестпрограмме компаний Казахстана по новым портовым мощностям в РФ и участию Астаны в инвестпрограмме ОАО РЖД.
Казахстан между тем настроен на расширение экспорта.
"Нам теперь открыты ворота через российские порты. У нас будут квоты, мы в 2017 году перевезли 7,9 млн тонн угля, а в 2018 году планируем 13,5 млн тонн", – говорил в январе исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец.
В первую очередь речь идёт об экспорте через порты северо-запада РФ. Глава КТЖ Канат Алпысбаев говорил, что в 2018 году компания задействует вагоны с повышенной нагрузкой на ось и угольные маршруты с Шубаркуля к портам Балтики. По его словам, вывоз угля через эти порты вырастет более чем вдвое, целевой показатель – 7 млн тонн.
В 2017 году Казахстан экспортировал 29,3 млн тонн угля, на 3,1 млн тонн больше, чем годом ранее. При этом заметная доля прироста приходится на российские направления. По данным КТЖ, объём перевозок в направлении станции Лужская (Ленинградская область) вырос на 29% за счёт внедрённой с ОАО РЖД технологии по увеличению среднего веса поезда и сокращению срока доставки грузов с 30 до 15 дней.