С момента вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз прошло почти два года. Значительную роль в несостоятельности Кыргызстана как страны-экспортёра в масштабе ЕАЭС сыграл и тот факт, что в республике отсутствует развитая сеть лабораторий, сертификационных объектов, необходимых для контроля товаров, идущих на экспорт.

Но несмотря на миллионные финансовые вливания со стороны России и Казахстана, власти Кыргызстана с развитием фитосанитарных пунктов, модернизацией испытательных лабораторий не спешат, что отрицательно сказывается на экспортном потенциале страны, пишет Zanoza.kg.

По данным Минэкономики КР, в единый реестр ЕАЭС включены 28 лабораторий по сертификации и пять органов по сертификации. Однако, судя по данным Единого реестра на конец марта 2017 года, в Кыргызстане работает 4 органа по сертификации и 0 испытательных центров.


Инфографика zanoza.kg

С казахской стороны на обустройство и техническое оснащение объектов таможенной инфраструктуры, модернизацию испытательных лабораторий и иные мероприятия Кыргызстану выделяется 100 млн долларов, пишет издание. На сегодняшний день подписан протокол на 41 млн долларов.

Более половины из этой суммы – 22 млн долларов – будет направлено в Министерство сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и мелиорации и Государственную инспекцию ветеринарной и фитосанитарной безопасности.

Однако когда данные средства будут освоены и приведут к позитивным изменениям – открытый вопрос, пишет издание. Тем более что на дворе выборный год, и сейчас всё внимание руководства страны сосредоточено явно не на работе по созданию инфраструктуры, которая позволит Кыргызстану нарастить свой экспортный потенциал.

Zanoza.kg обратилась к известному эксперту в области евразийских интеграционных процессов. Он высказал свою точку зрения на условиях анонимности.

По его словам, то, что строительство лабораторий в Кыргызстане сильно затянулось, очевидно не только для кыргызстанцев, но и для всех партнёров по ЕАЭС.

"Создаётся впечатление, что процесс создания лабораторий превратился в повод для запросов дополнительной финансовой помощи от России, Казахстана и евразийских институтов. Объективно сложность задачи не отвечает ни затраченному времени, ни выделенным средствам, что вполне подтверждает такого рода прочтение", – сказал он.

Эксперт полагает, что для умышленной задержки работы по строительству лабораторий в Кыргызстане имеется два комплекса причин.

Некоторые кыргызстанские специалисты сомневаются, что большинство образцов мясомолочной продукции смогут пройти положенную сертификацию из-за проблем ухода за скотом и разных экологических моментов. Поэтому кто-то в правительстве может считать, что лучше не иметь лабораторий вообще, чем вызвать обвал спроса на сельхозпродукцию после публикации результатов первых исследований.

"Возможна чисто коррупционная составляющая. Некоторые круги в Кыргызстане и Казахстане заинтересованы в том, чтобы внешняя торговля оставалась в тени, чтобы иметь возможность для поборов. Любые официальные процедуры с экспортной продукцией для таких групп – угроза собственному благополучию", – считает эксперт.

Доказательств сознательного срыва работы по созданию лабораторий в Кыргызстане у российского и казахстанского руководства нет, однако сроки создания пресловутых лабораторий говорят сами за себя. В результате у казахской стороны остаются развязанными руки для усиления ветконтроля и создания иных административных барьеров для экспорта кыргызских товаров.

Россия к этой проблеме равнодушна, так как объёмы потенциальных поставок из Кыргызстана слишком малы, чтобы как-то повлиять на расклад на российском рынке продовольствия. Но вот регулярные обращения за финансовой помощью из Бишкека и отсутствие результатов начинают вызывать раздражение на самом высоком уровне.

По информации собеседника Zanoza.kg, есть сведения, согласно которым на тему затягивания строительства лабораторий кыргызской стороной уже имели место очень жёсткие разговоры с участием российского премьера Дмитрия Медведева, однако в Бишкеке якобы ссылались на предвыборные проблемы.