В Казахстане предъявят дополнительные требования к охране уязвимых для террористов объектов
В мажилисе рассмотрели законопроект, предполагающий разделение лицензий на право занятия охранной деятельностью на подвиды.В мажилисе рассмотрели проект поправок в некоторые законодательные акты по вопросам охранной деятельности, инициированный группой депутатов парламента.
В Казахстане насчитывается 5129 частных охранных организаций и 97 116 квалифицированных охранников, имеющих лицензию на право охраны и ношения оружия. Одна из ключевых поправок законопроекта предполагает разделение лицензий на право занятия охранной деятельностью на несколько подвидов, в зависимости от её особенностей.
"Мы видим, как на конкурсных тендерах, которые разыгрываются для получения охранных услуг, часто используется демпинг. Этот демпинг приводит к тому, что к объекту охраны приходят структуры, которые не имеют ни материальной базы, ни опыта работы, ни возможности сформировать команду, которая оперативно могла бы реагировать на вызов. Они выигрывают тендеры, предложив низкую цену. Эта ситуация влечёт за собой большие риски", – отметил докладчик по законопроекту, депутат Арман Кожахметов.
По его словам, к охране объектов, где наблюдается большое скопление людей, практически во всех странах мира предъявляют повышенные требования.
"Правительством и рабочей группой выявлена необходимость именно такого подхода. Лицензия действующая, которая сейчас есть, будет иметь два приложения. По одному из них к охранным структурам, которые желают принять участие в охране объектов уязвимых в стратегическом отношении, будут предъявляться особые требования. К другим структурам, которые не будут привлекаться к таким объектам, останутся существующие требования, дополнительных не будет", – пояснил докладчик.
Первый заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев подтвердил, что сейчас объекты, подверженные террористическим угрозам, могут оказаться под охраной слабопрофессиональных, материально неоснащённых компаний.
"Охранять продуктовый магазин и охранять склад взрывчатых веществ – это два совершенно разных подхода, поэтому было принято решение разделить на два подвида. Магазины, школы будут охранять те же охранные организации, к ним не меняются требования, они остаются. А вот объекты, которые опасны в террористическом отношении, объекты жизнеобеспечения, массового скопления людей будут охранять частные охранные организации, к которым будут предъявляться более высокие требования: наличие офиса, спецтранспорта, персонала, пульта, оперативных групп реагирования", – добавил Марат Кожаев.
Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что в советские времена охраной занималась служба "Кузет", которая имела специальную технику и обученный состав.
"Один единый вооружённый человек охранял всё, начиная с офисов и заканчивая объекты повышенной опасности. Теперь, когда мы отдали всё это в конкурентную среду, пошла, что называется, разноуровневая по подготовленности публика, которая пришла в этот бизнес. Нам нужно было каким-то образом упорядочить всё. И принцип приняли такой, что по категорийности объектов даётся категорийность лицензии", – сказал спикер мажилиса.
Законопроектом также предлагается:
- Внести поправку в статью 52 Трудового кодекса РК, уточняющую основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника дополнительным специальным требованиям к профессиональной деятельности, установленным законодательством.
- Внести некоторые поправки для устранения разночтений в определении понятия "специальная одежда", которое по-разному трактуется в Трудовом кодексе и Законе "Об охранной деятельности".
- Исключить из Закона "Об охранной деятельности" нормы о запрете работы в должности охранника лицам, ранее уволенным по отрицательным мотивам.
По итогам голосования мажилис одобрил законопроект в первом чтении.