В Казахстане законодательно закрепят контроль над финансовыми операциями политиков и чиновников
Предлагаемые поправки призваны повысить прозрачность финансовой системы и минимизировать вовлечение преступных доходов в реальный сектор экономики.Агентство по финансовому мониторингу разработало концепцию проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Поправками установят меры для финансового мониторинга национальных публичных должностных лиц, которым доверены или были доверены политические функции. К ним относятся главы государств и правительств, старшие правительственные, судебные и военные сотрудники, руководители госорганов, квазигосударственного сектора и политических партий.
В законодательстве Казахстана рекомендация 12 ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) реализована не полностью. Дополнительные меры для надлежащей проверки различных финопераций применяются только в отношении иностранных публичных должностных лиц, хотя страны-участники ООН должны на законодательном уровне установить контроль для всех лиц этой категории, независимо от страновой принадлежности. По мнению агентства, это серьёзный недостаток.
"Необходимо определить перечень национальных публичных должностных лиц, в отношении которых будут применяться дополнительные меры", – говорится в концепции.
Документ также предусматривают отнесение лиц, осуществляющих выпуск цифровых активов, к субъектам финансового мониторинга.
"В Казахстане на настоящий момент выпуск цифровых активов разрешен только на территории Международного финансового центра "Астана". Для реализации рекомендации 15 ФАТФ предлагается внести в ряд законодательных актов соответствующие поправки, предусматривающие отнесение к субъектам финансового мониторинга лиц, осуществляющих выпуск (оборот) цифровых активов, и установление запрета на владение цифровыми активами лицам, привлечённым к уголовной ответственности", – говорится в концепции.
Вместе с тем, Агентство предлагает законодательно закрепить за юридическими лицами предоставление компетентным органам и субъектам финансового мониторинга полной, достоверной и актуальной информации о бенефициарной собственности, вести реестр бенефициарной собственности клиентов, а также предоставить доступ компетентным органам и субъектам финансового мониторинга к Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров.
"По принципам ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещения прибыли юрисдикция должна обеспечить информацию о собственности компаний, включая информацию о законных владельцах (косвенных и прямых) и доступ к ней для всех компетентных органов. Тем самым, перед странами стоит задача по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле финансовых учреждений", – говорится в документе.
Также проектом предусмотрены поправки, направленные на оптимизацию деятельности подразделения финансовой разведки Агентства РК по финансовому мониторингу. Агентство предлагает установить виды операций с деньгами и (или) иным имуществом и их пороговые значения для финансового мониторинга.
Отмечается, что реализация проекта не требует дополнительных затрат из госбюджета.