Туркменистан опасается возможного газового союза России, Казахстана и Узбекистана
Зампред "Туркменгаза" высказался об этом после заявления представителя МИД РФ о "возможности расширения трёхстороннего взаимодействия в газовой сфере".В Туркменистане выразили недоумение из-за заявления российской стороны по поводу заинтересованности "других стран" в присоединении к "газовому альянсу" России, Узбекистана и Казахстана. Ашхабад увидел в этом попытку России расширить своё влияние на цепочку поставок природного газа из Центральной Азии в Китай. Об этом заявил заместитель председателя государственного концерна "Туркменгаз" Мырад Арчаев, слова которого приводит на своём сайте туркменский МИД.
Поводом для комментария стало заявление директора департамента экономического сотрудничества МИД России Дмитрия Биричевского. По его словам, Москва не исключает "возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере" и знает, "что интерес к нему проявляют и другие государства".
"О каких "возможностях расширения" идёт речь, какие "другие государства" проявляют к ним интерес, что в принципе стоит за "трёхсторонним взаимодействием" в газовой сфере? Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не даёт на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана", – утверждает Арчаев.
Он напомнил, что Туркменистан, Казахстан и Узбекистан сотрудничают в вопросах поставок газа в Китай.
"В существующую схему распределения объёмов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода "Туркменистан – Китай" не входят", – подчеркнул замглавы "Туркменгаза".
По его словам, ни одна из сторон не консультировалась по этому вопросу с Ашхабадом, и такой подход для туркменской стороны непонятен и неприемлем, и рассматривается как не соответствующий нормам международного права и практике работы в газовой сфере, заявил Арчаев.
"В этом контексте в Туркменистане вызывают серьёзную обеспокоенность заявления официальных представителей, так или иначе затрагивающие международные обязательства нашей страны. Как ответственное государство Туркменистан исходит из того, что международное сотрудничество, в том числе в таком важнейшем сегменте, как энергопоставки, должно строиться на открытых и ясных критериях, взаимном уважении и учёте интересов, строгом соблюдении достигнутых договорённостей. Колебания внешнеэкономической конъюнктуры не могут служить поводом для изменения этих принципов", – следует из заявления представителя "Туркменгаза".