Осенью грузоперевозчики зерна снова столкнутся с логистическими проблемами из-за инфраструктуры элеваторов и магистралей, которая позволяет перевозить ограниченный объём этого продукта, пишет Eldala.kz.

В перевозках казахстанского зерна задействованы 11 200 вагонов разных типов, из которых только 800 принадлежат странам СНГ, а остальные – местные. Дополнительно к новому сезону парк увеличат на 700 вагонов, чтобы повысить возможности погрузки, рассказал первый вице-президент основного оператора вагонов-зерновозов в Казахстане – компании "Астык Транс" – Сергей Мосолкин. 

По его словам, важным направлением компания "Астык Транс" считает Китай, который возобновил приём пшеницы в вагонах-зерновозах в апреле. С тех пор за три месяца удалось отгрузить почти 300 тысяч тонн казахстанской пшеницы. С августа предполагается двукратное расширение этого коридора благодаря запуску еще одного состава в сутки. Кроме того, расширится число покупателей в Китае, а к пшенице добавится и ячмень. Предполагается, что это позволит увеличить годовой объём продажи зерна всех видов в Китай до 2-2,5 млн тонн, что поставит это направление почти вровень с Узбекистаном, который на сегодня является главным покупателем казахстанской пшеницы.

"Появление второго крупного покупателя, кроме Узбекистана, важно для рынка и для разгрузки железнодорожного коридора в Среднюю Азию, и для стабилизации цен на зерно", – отметил Сергей Мосолкин.

"Астык Транс" считает количество вагонов достаточным для обеспечения потребностей страны во внутриреспубликанских и экспортных перевозках, но проблемой остаётся состояние магистральных железнодорожных линий, а также наличие локомотивов. 

Представитель компании "КТЖ – грузовые перевозки" Мунар Айтжанов сообщил, что компания активно ведёт ремонт магистралей. Карагандинский участок уже завершили, сейчас тяжёлая техника работает на Павлодарском участке. Что касается локомотивов, то до конца текущего года запланировано поступление 175 единиц, 60 из которых уже передали на станции. Это должно помочь в ускорении формирования составов.

"Тем не менее перевозчики признали, что осенью рынку предстоит вновь столкнуться с логистическими проблемами. Спрос на зерно в этот время в два раза превышает возможности отгрузки из Казахстана. Инфраструктура элеваторов и магистралей позволяет отправлять на внешний рынок не более 1,2 млн тонн зерна в месяц. При этом заявки от трейдеров в период с сентября по ноябрь обычно составляют 2,5 млн тонн в месяц", – пишет издание.

Эксперты видят выход из этой ситуации в расширении инфраструктурных возможностей страны и в ускорении вагонооборота.

Подробно вопросы торговли зерном и масличными обсудят участники зерновой конференции EURASIAN AGRICOMMODITIES, которая пройдет 27-28 сентября 2023 года в Hilton Astana. Организатором выступает Grain Market Services в партнёрстве с Зерновым союзом Казахстана и Союзом полеводов Казахстана.