"Тормоз экономики". Депутат потребовал реформировать фонд "Самрук-Казына"
Депутат мажилиса Адиль Жубанов потребовал трансформировать фонд "Самрук-Казына" после проведения аудита.
Он напомнил, что изначально "Самрук-Казына" создавали как стратегический институт антикризисной политики и драйвер экономического роста по аналогии с успешными зарубежными фондами.
"Однако на практике деятельность фонда вызывает всё большее общественное недоверие как по линии экономической эффективности, так и по линии прозрачности и подотчётности. Более того, мы наблюдаем укоренившую практику вмешательства подразделений фонда в рыночную экономику, обусловленное их преимущественным положением", – сказал Жубанов в своём депутатском запросе на имя премьер-министра.
Народный избранник привёл в пример данные, по которым в 2023 году более 60% всех закупок в группе компаний "Самрук-Казына" были осуществлены из одного источника. Аналогичная ситуация наблюдается в дочерних структурах, таких как холдинг "Байтерек", где этот показатель составляет около 50%. Как отметил мажилисмен, такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики и создают потенциальные коррупционные риски.
Когда один фонд контролирует до 50% ВВП, а внешний аудит не проводится вовремя, это приводит к неэффективному управлению и застою, добавил депутат. Анализ рентабельности ключевых активов фонда, таких как "КазМунайГаз", КТЖ и KEGOC, говорят о снижении финансовых показателей и увеличении долговой нагрузки.
"Без устранения системных дисбалансов в управлении и закупках фонд будет продолжать оставаться тормозом, а не драйвером экономического развития. Мы считаем необходимым провести полную институциональную перезагрузку "Самрук-Казыны" для превращения его в платформу развития конкурентной экономики, а не в центр квазигосударственного влияния", – заключил Жубанов.
Депутат потребовал в кратчайшие сроки принять следующие меры:
- провести всесторонний внешний аудит эффективности деятельности фонда и его дочерних структур, результаты аудита представить депутатам в парламенте с конкретными рекомендациями;
- осуществить поэтапную передачу профильных активов фонда в конкурентную среду в таких секторах, как логистика, строительство, телекоммуникации, недропользование, обрабатывающая промышленность и другие. При этом сохранить за государством контроль над стратегически важными активами;
- рассмотреть целесообразность сохранения фонда в его текущем формате. В случае невозможности или затягивания реформ инициировать поэтапную трансформацию фонда как централизованного холдинга с передачей активов под прямое управление профильных министерств для повышения эффективности и подотчётности, а также снижения избыточного давления на рыночную среду.
Вместе с тем депутат призвал разработать и утвердить механизм трансформации фонда, предусматривающий:
- вывод всех непрофильных активов и их передачу на рыночные условия;
- поэтапный отказ от закупок из одного источника и внедрение электронной прозрачной тендерной системы с общественным контролем;
- обновление составов советов директоров с привлечением независимых профессионалов международного уровня.