Толковый словарь экстремистов
Отсутствие единого классификатора религиозных течений в Казахстане создаёт немало проблем специалистам-религиоведам. Об этом informburo.kz рассказала главный эксперт Института судебной экспертизы Алматы Динара Мусина. "Если эксперты одной госструктуры относят какую-то организацию к радикальной и усматривают в её деятельности на территории страны признаки религиозного экстремизма, то их коллеги из другого органа классифицируют работу этой же организации иначе", - говорит религиовед с 10-летним стажем. Другим актуальным вопросом является постоянное расширение терминологической базы, вследствие которой традиционные религиозные понятия наполняются новыми смыслами и теми же экстремистами трактуются по-новому.По словам Динары Мусиной, пока вопрос унификации классификатора религиозных организаций озвучивается на уровне констатации факта и предложений по его решению.
"В процессе экспертизы материалов религиозного содержания, поступающих в страну, мы опираемся на научно-признанную официальную литературу и используемую в ней терминологическую базу. И уже после рассматриваем контекст исследуемых статей", - говорит эксперт алматинского Института судебной экспертизы, относящегося к Центру судебной экспертизы Министерства юстиции.
За 2014 год и первый квартал 2015 года Центр судебной экспертизы исследовал 385 материалов религиозного содержания. Чаще остальных религиоведческую экспертизу инициировали органы внутренних дел – 227 материалов. И органы нацбезопасности – 104.
Также г-жа Мусина отмечает, что сегодня происходит видоизменение самих религиозных терминов.
"Наблюдается привязка к языкам тех народов, которые проживают на территории республики. И если изначально термин означал одно, то по прошествии времени и с привязкой к национальным особенностям, он обретает более широкое, дополненное значение", - констатирует религиовед.
Специалист связывает эту тенденцию с увеличением числа верующих.
- Речь не идёт об адептах только деструктивных течений. В среде новых сторонников той или иной религий вводится специфическая терминология, на которой члены сообщества общаются между собой. И тем сложнее нам, экспертам-религиоведам, исследовать соответствующий материал, - говорит Динара Мусина и приводит примеры. - Шахид в классическом исламе – мученик, умерший за веру. Радикальные группировки сегодня определяют моджахедами людей, которые должны умереть на войне за религию и во имя Аллаха, забрав с собой на тот свет нескольких неверных. Или тагут – в традиционном исламе это идолопоклонство наряду с поклонением Аллаху. В понимании современных радикалов к тагутам относятся представители власти, ставящие светские законы выше шариата. Также тагутами радикалы считают сотрудников правоохранительных органов и всех, кто против режима "Исламского государства".
Если в 2000 году в Казахстан больше завозилась литература христианского и протестантского толка ("Свидетели Иеговы", "Новая жизнь"), по сайентологии и классическому исламу, то в 2004 году распространение получили материалы запрещённого в республике течения "Хизб ут-Тахрир". В 2008-2011 годах – материалы, связанные с Северным Кавказом, Пакистаном, Афганистаном. В последние годы к этому списку добавились материалы по "Исламскому государству".
Наряду с уже перечисленными сложностями отечественные религиоведы в ходе своей работы сталкиваются с ещё одной проблемой. Как сообщил informburo.kz заместитель председателя Комитета по делам религий Бакытжан Кулекеев, в адрес экспертов, выносивших отрицательное заключение по деятельности отдельных религиозных организаций, поступали угрозы.
- Были случаи, когда люди узнавали имя специалиста, проводившего экспертизу, и в его адрес посылались проклятия, в том числе по телефону. Я не могу сказать, от кого именно поступали угрозы. Многие наши эксперты – узнаваемые в экспертном сообществе люди. Мы обеспечиваем им полноценную работу, но также мы должны заботиться об их безопасности. Таких случаев было немного, но они имели место, - поделился г-н Кулекеев.
Периодически поступающие угрозы не мешают экспертам комитета по делам религий качественно проводить свою работу. С 2011 по 2015 годы комитет провёл экспертизу более 27 тыс. материалов – религиозной литературы, учредительных документов религиозных объединений, предметов религиозного назначения. Также эксперты исследовали интернет-ресурсы религиозного содержания.
С января по декабрь 2014 года религиоведы комитета проанализировали содержание более 8000 интернет-сайтов и выявили 244 ресурса с материалами противоправного характера, а также 102 материала, размещённых на популярном видеохостинге YouTube. Отрицательные экспертные заключения были направлены в Генпрокуратуру и Комитет связи, информатизации и информации для принятия решений о блокировке.
С начала 2015 года религиоведческая экспертиза проведена по 111 интернет-ресурсам, 43 из них также получили отрицательное заключение.