Обращение мажилисмена Сата Токпакбаева к главе государства стало главной темой последнего пленарного заседания нижней палаты парламента. Известный своими необычными, порой и экзальтированными заявлениями генерал-депутат с армейской прямотой и возмущением интересовался, почему он стал объектом оперативной разработки спецслужб. Деликатность ситуации еще и в том, что… в прошлом генерал-полковник сам стоял у истоков Комитета национальной безопасности РК. И даже возглавлял его…

– В мой адрес поступило письмо от ветерана и почетного сотрудника органов КНБ РК, полковника запаса Исака Инкарбаева, в котором он изложил факты беспрецедентного правового произвола в отношении коллектива алматинской компании ТОО «Фирма Тигрохауд» со стороны сотрудников КНБ РК, – начал он свой монолог. – 16 февраля текущего года они одновременно учинили незаконный обыск по двенадцати адресам в объектах компании и в домах сотрудников.

Как отмечает Инкарбаев, операция была спланирована с целью компрометации руководства фирмы в глазах общественности, парализации ее деятельности и носила широкомасштабный целевой характер. В ней было задействовано большое количество вооруженных лиц в масках, как выяснилось, сотрудников спецподразделения «Арыстан» КНБ РК. Они штурмовали объекты компании, словно логово террористов, пишет Инкарбаев. При этом сотрудники фирмы, предприниматели, случайные посетители, в том числе беременные женщины и малолетние дети, находившиеся на тот момент в этих объектах, были принудительно задержаны с 10 часов утра до поздней ночи без еды, питья, права свободного передвижения по элементарным нуждам. В ответ на просьбу руководства компании предъявить санкцию на обыск, «правозащитники» лишь для обозрения предоставили документ, устно сославшись на то, что он якобы подписан первым заместителем генерального прокурора РК, господином Меркелем.

Это, по их заявлению, давало им право «действовать так, как они считают нужным». Адвокаты в помещение не допускались, в случае вынужденного перемещения сотрудников фирмы по зданию, их, словно государственных преступников, сопровождали конвоиры с приставленными к голове автоматами. Клиенты фирмы, случайно попавшие в эпицентр событий, все это время удерживались в своих автомобилях.

В конечном итоге сотрудники КНБ изъяли из офиса сейф и ключи от него, также у сотрудников фирмы в процессе обыска были отобраны деньги, ценные вещи, в том числе и ювелирные украшения…

Об этом же пишут в открытом письме 24 сотрудника ТОО «Фирма Тигрохауд».

Далее Исак Инкарбаев сообщает о том, что на следующий день, 17 февраля сотрудник следственного подразделения КНБ РК Мухтар Садыков велел ему явиться к 11 часам в здание КНБ РК в Алматы, где его ждали полковник, заместитель начальника первого следственного департамента КНБ Есиркепов и один из руководителей пятого департамента КНБ, полковник по имени Нурлан (фамилия не известна). После заполнения специальной анкеты И.Инкарбаеву дали прослушать аудиозапись телефонного разговора от 16 июня 2008 года, на которой «неизвестный» рекомендовал ему следующее: «Ты свяжись с Адеке, пусть он опишет все факты беззакония, и через Кайсара направьте заявление в мой адрес». Затем Инкарбаеву дали прослушать запись его беседы с генеральным директором ТОО «Фирма Тигрохауд» Адильханом Жаужуреком («Адеке»), в которой он разъяснял последнему детали подготовки необходимого документа для направления «Саке».

По завершении процедуры Исака Инкарбаева спросили о том, кто был его собеседником в первом телефонном разговоре. На что он ответил: «Это мой друг, с которым около 30 лет мы проработали в одной системе. Его зовут Сат Бесимбаевич Токпакбаев». Далее он сообщил предысторию телефонной беседы, которая была оформлена как показание.

В частности, Инкарбаев рассказал о том, что С.Токпакбаев, будучи депутатом парламента, периодически выступает с критикой деятельности правоохранительных органов по поводу их коррумпированности. Эти выступления регулярно освещаются в СМИ. Потому руководители ТОО «Фирма Тигрохауд» поделились с депутатом информацией о том, что уголовное дело, связанное с их компанией, заволокичивается сотрудниками правоохранительных органов, которые сами грубо нарушают закон. В этой связи С.Токпакбаев предложил им написать заявление в его адрес, надеясь оказать содействие в рассмотрении вопроса, используя депутатские полномочия. А упомянутый телефонный разговор касался деталей оформления необходимых документов. Повествуя об этом, Инкарбаев высказывает в своем письме недоумение по поводу оснований и причин для тайного прослушивания телефонных разговоров «депутата страны, который участвовал в создании КНБ РК и в течение некоторого времени руководил им, возглавлял Министерство обороны страны, командовал Республиканской гвардией, руководил Службой охраны президента РК, генерала-полковника…»

От себя Сат Бесимбаевич добавил, что тот «забыл упомянуть о том, что на протяжении некоторого времени я работал советником президента Казахстана, воссоздал и руководил Комиссией по борьбе с коррупцией и соблюдению служебной этики государственными служащими».

Относительно себя Инкарбаев также сообщил, что более 30 лет проработал в системе КГБ СССР и КНБ РК, является почетным сотрудником органов национальной безопасности, более трех лет возглавлял Совет ветеранов органов КНБ, а в настоящее время по состоянию здоровья является почетным председателем Совета ветеранов. Потому мне понятны его слова: «Не пойму, какая у меня и моего друга вина перед Родиной, чтобы нас разрабатывали и негласно прослушивали наши разговоры?»

Далее мажилисмен добавил, что, несмотря на подписку о неразглашении проведенного в отношении него мероприятия дознания, полковник «счел необходимым написать мне об этом, справедливо расценив, что, организовав незаконное прослушивание телефонных разговоров, сотрудники КНБ РК совершили тем самым более тяжкое преступление».

Получив это письмо, народный избранник решил обратиться к главе государства как гаранту незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В частности, он сказал: «Я считаю себя патриотом своей Родины – Республики Казахстан, каких-либо правонарушений не совершал. Совесть моя перед вами и народом чиста». И выразил уверенность, что только с помощью президента он сможет получить от председателя КНБ РК генерал-лейтенанта Шабдарбаева А.С. ответы на следующие вопросы:

– На каком основании Комитет национальной безопасности страны проводит в отношении меня – депутата парламента Республики Казахстан оперативно-технические мероприятия (ОТМ) – негласное прослушивание моих телефонных разговоров? В соответствии с Законом РК «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскная деятельность, в том числе и ОТМ, проводится при наличии веских законных оснований для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. В этой связи хотелось бы узнать, в совершении какого государственного преступления органы национальной безопасности подозревают меня и моих близких связей?

Как считает член комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса, по существующему положению ОТМ в отношении высокопоставленных должностных лиц проводится только с указания председателя КНБ РК и на основании санкции генерального прокурора или его первого заместителя. А для полноты следствия это мероприятие проводится не только в отношении основного фигуранта, но и всех его близких родственников и иных связей. И вновь задается тревожными вопросами: «Какие еще виды ОТМ проводятся или проводились в отношении меня и моих связей? В отношении какой части депутатского корпуса парламента РК проводятся оперативно-розыскные мероприятия?»

Одновременно с этим ему хотелось бы выяснить, кто конкретно из сотрудников Генеральной прокуратуры РК санкционировал незаконное прослушивание его телефонных разговоров? Если никто их не санкционировал, то возникают новые вопросы: «Почему высший надзорный орган страны не выполняет свои функциональные обязанности по контролю деятельности органов безопасности? И кто должен нести за это персональную ответственность?»

В любом правовом демократическом государстве подобный прецедент считается чрезвычайным происшествием, виновная сторона несет адекватное наказание. В Уголовном кодексе РК также имеется статья 143 часть 2, которая гласит: «Незаконное нарушение тайны… телефонных переговоров, совершенное лицом с использованием своего служебного положения и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказывается… либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет...»

В заключение Сат Токпакбаев высказал свое предположение, что вооруженное вторжение спецназовцев в ТОО «Фирма Тигрохауд» в Алматы с учетом материалов уголовного и гражданского дел, в которых компания выступает истцом, предпринято с целью рейдерства – незаконного отъема собственности у ее владельцев. Аналогичные факты пособничества в этом процессе со стороны сотрудников КНБ РК уже известны, считает депутат. И привел в качестве примера публикацию в газете «Казахстанская правда» («Кому-то рыбки захотелось», от 11.11.08.)

Все, что произошло с упомянутой фирмой и с его именем, по мнению мажилисмена, дискредитирует инициированную главой государства масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, подрывает репутацию правоохранительных органов государства и дестабилизирует обстановку в стране.

От редакции

Как прокомментировал для прессы данное заявление руководитель пресс-службы КНБ РК Кенжеболат Бекназаров, действия спецслужб согласованы с генеральным прокурором. Поскольку предприниматель является фигурантом уголовного дела, проверяются все его контакты включая телефонные переговоры… Специальные мероприятия проводятся в отношении руководителя фирмы, а не тех, кто с ним контактирует.

Как бы то ни было, вновь вспыхнул «скандал в благородном семействе» рыцарей плаща и кинжала. И вновь с участием грустно известного «Арыстана»…