Сын поэта Сергея Есенина поделился своими воспоминаниями о Караганде
Доктор юридических наук и профессор Нурлан Дулатбеков полетел в Бостон, чтобы встретиться с человеком удивительной судьбы, с сыном известного поэта-классика.Встреча состоялась благодаря проекту "Карлаг: память во имя будущего". Уже не один год один карагандинский университет приобретает всё большую известность далеко за пределами Казахстана. Сюда постоянно поступают письма со всех концов нашей страны и из других государств. Оказывается, сын Сергея Есенина тоже был в ссылке в Караганде. Сейчас он живёт в доме престарелых в Бостоне.
"Когда я вошёл в его комнату, поздоровался, Александр Сергеевич, как и я, был сильно взволнован. Мы почему-то долго смотрели друг на друга. И первый вопрос, который он задал: "А Михайловку с Карагандой уже соединили? А то за Михайловкой были большие заросли караганника, гуляло много волков. Страшно было домой после работы идти". После моего: "это давно часть города" напряжение почему-то спало, и мы, как старые знакомые, стали общаться легко и непринужденно", - рассказывает карагандинский профессор Нурлан Дулатбеков.
Во время ссылок в Караганде было очень много военнопленных – немцев, японцев. Александр Сергеевич сравнивал их жизнь со своей и радовался, что ему удалось устроиться лучше. Сын известного поэта начал заниматься наукой, много внимания уделял математической логике, искал в библиотеке интересные книги, общался с людьми.
По словам Нурлана Дулатбекова, сегодня Александр Сергеевич не восхищается своим отцом, но и не обижается на него.
"У Сергея Есенина было много женщин. Одна из них – мать Александра Сергеевича. Есенин не против был жениться на Надежде Вольпин при условии, что она бросит писать. Она не бросила. Он не женился. Да и в официальных браках Есенин счастья так не нашёл. Союз с актрисой Зинаидой Райх, с американской танцовщицей Айседорой Дункан, с внучкой Толстого Софьей. Все эти отношения были скоротечны. Поэт не мог остепениться. Кстати, его сын тоже был женат несколько раз. "Семейная жизнь – совсем не для меня", – признался он карагандинскому гостю.
По словам Нурлана Дулатбекова, главная миссия проекта – донести правду об узниках Карлага, политических заключенных и военнопленных. За десять лет существования у нас есть научные исследования, признание, поддержка идеи, единомышленники, есть история Карлага в семи томах на казахском, русском и английском языках. Издано свыше двадцати книг, но работа в этом направлении продолжается.
Нурлан Дулатбеков три дня гостил у Александра Есенина-Вольпина.
"Я рассказал ему, что в Казахстане 31 мая – День памяти жертв политических репрессий, о музее Карлага в Долинке Карагандинской области. Он сразу живо отреагировал: "Это сталинское здание еще стоит?" – "Да, и там среди жертв-политических репрессий, знаменитых узников Карлага, висит и Ваш портрет". Он улыбнулся и надолго задумался о чём-то своём. Мы привыкли друг к другу за столь короткое время", - говорит профессор.
Перед отъездом Нурлан Дулатбеков надел на 91-летнего Александра Есенина-Вольпина казахский чапан и пошутил: "Когда Вы были у нас в Караганде в суровые 50 годы, мы не смогли Вам ничего подарить, оказать должный приём, поэтому примите сейчас от нас наш национальный халат". Есенин долго смеялся, а потом сказал: "Да, к сожалению, тогда я не мог сообщить о своём приезде...". Несмотря на усталость и возраст, Александр Сергеевич много шутил.
"Я увидел трогательную заботу, которую проявляют к нему обитатели и сотрудники дома престарелых. Мой друг Виктор, бывший казахстанец, который помогал мне в этой поездке, сказал мне, что Александр Сергеевич очень любит гостей. И всегда признается, какой бы трудной ни была его жизнь, он никогда не плачется, не жалуется, а гордится такой удивительной и необыкновенной судьбой", – восхищается сыном поэта Нурлан Дулатбеков.