По словам бизнесменов, после случившегося наводнения их собрали в областном акимате. Чиновники просили предпринимателей начать строительство домов за свой счёт. Цифры оказались привлекательными – почти 135 тысяч тенге за квадратный метр жилья. Деньги и договоры обещали предоставить в ближайшее время. Только приступив к реализации договоренностей, бизнесмены начали сталкиваться сначала с мелкими неприятностями, а потом уже и с большими проблемами.

"В смете, которая прошла экспертизу, стоимость квадратного метра указана по одной цене, а нам оплачивают совершенно по другой цене – 90 тысяч тенге за квадрат, - рассказывает директор строительной фирмы "Казкурылыс Курастыру" Наталья Кобзева. – Плюс ко всему была девальвация. В итоге у нас вообще ничего не получается. Сметная стоимость строительства домов, грубо говоря, 135 тысяч тенге за квадратный метр".

Позже выяснилось, что по договору оплачивается строительство только жилой площади. То есть веранды, санузлы и даже заборы подрядчики построили пострадавшим от паводка сельчанам за свой счёт. К тому же оказалось, что демонтаж аварийных домов также осуществлялся бесплатно – на правах спонсорской помощи от самих застройщиков. Разнилась и документация: если экспертиза одобрила одну площадь жилья, то в проекте указана совсем другая. И снова не в пользу застройщика. Когда, наконец, заказчики принесли договоры, оказалось, что бизнесмены работали себе в убыток. Вместо 135 тысяч тенге за квадрат в договоре была указана сумма в 90 тысяч. Возмущаться уже было поздно, потому что первые дома были сданы еще в июле, семьи заселены, получены акты приёмки. 

[GALLERY_BLOCK_1]

Как пояснила заместитель руководителя управления экономики и финансов Карагандинской области Людмила Башарина, первый транш из резерва правительства был выделен в размере миллиарда тенге. Эти деньги выделялись из расчёта 134 тысяч тенге за квадратный метр.

"Первый транш из республиканского бюджета в размере одного миллиарда теге был выделен из резерва Правительства. Второй транш - два миллиарда тенге - тоже был выделен из  резерва Правительства, но уже в рамках программы развития регионов.  А в этой программе конкретно прописано, что один квадратный метр стоит 90 тысяч тенге", - пояснила Людмила Башарина.

"Была ошибка на стадии проектирования, - считает председатель Ассоциации застройщиков Карагандинской области Толеген Ашимов. - Надо было сразу закладывать экономичный вариант. Мои рекомендации – впредь при поступлении таких проектов изначально предполагать экономичный вариант, потому что закон о ЧС предполагает восстановление жилья человека, а не улучшение его жилищных условий. Сейчас получается, что мы им в разы улучшили – вместо саманных домов построили кирпичные с высоким цоколем, и в итоге строители оказались в убытке".

Хотя выход всё же был, считают предприниматели. Закон предусматривает возможность местному исполнительному органу выступать в роли софинансиста проекта, осуществляемого за счёт республиканской казны. Проще говоря, головной бюджет может выделить на строительство только 90 тысяч тенге. А областной бюджет мог бы софинансировать проект и доплачивать подрядчикам какую-то сумму, считают строители. К примеру, ту же разницу. Другое дело, что в местной казне денег нет. Да и объекты уже сданы. Правда, обиженные бизнесмены намерены создать судебный прецедент, если власти не найдут возможности покрыть их убытки.

"Я считаю, что на уровне Правительства нужно внести предложение такое, что если юридическое лицо "подтянули" на ликвидацию последствий ЧС, и понятно, что оно приступило к работе без договора, то в пределах нормативов всё должно быть оплачено. Просто может создаться такой прецедент, если завтра такое, не дай бог, случится, вы никого не дозоветесь. Все будут ждать, как в "12 стульях" - утром деньги, вечером стулья", - говорит Толеген Ашимов.

На этом мытарства строителей не заканчиваются. Оказывается, своих денег на стройку многим не хватало. Тогда чиновники предложили им взаймы – из средств общественного фонда, куда казахстанцы перечисляли пострадавшим деньги. После получения транша из республиканского бюджета, застройщики должны были вернуть этот беспроцентный кредит доверия. Но у бизнесменов денег нет. Они уверяют, что находятся не просто в убытке, а на грани разорения. Толеген Ашимов предлагает чиновникам простить этот долг в качестве компенсации убытков.