Очередное обострение противостояния группы бизнесменов и руководства финансовой полиции началось в Атырау. Около месяца назад к атыраускому корреспонденту «Мегаполиса» обратилась бухгалтер ИП «Шамханов С. Б.» Гульнар АНДЕКИНА. Перепуганная женщина сообщила, что находится под следствием финансовой полиции, работники которой отобрали у их фирмы 11 миллионов тенге, якобы используя целую преступную схему. Сегодня мы предлагаем вам версии сторон, участвующих в этом деле.

Версия бухгалтера Андекиной: «11 миллионов для верхушки финпола»

Итак, в ноябре прошлого года на расчётный счёт ИП «Шамханов» от ТОО «ККТС» поступили 11 миллионов тенге. Эти две фирмы связывали деловые отношения. А утром 21 ноября Андекиной позвонил сотрудник финпола Женис Казмагамбетов и угрожающим тоном потребовал, чтобы та сняла эту сумму и отнесла себе домой. Свою осведомлённость о финансовой операции он объяснил тем, что хорошо знает главного бухгалтера ТОО «ККТС» Алиман Танабаеву, которая якобы является приятельницей первого заместителя начальника ДБЭКП Атырауской области Максата Дуйсенова.

Казмагамбетов сообщил, что эта сумма была перечислена для руководства финансовой полиции, и в случае неповиновения пригрозил Андекиной налоговой проверкой.

– Нам нечего было бояться проверок, но он обещал сделать так, что предпринимательская деятельность будет заморожена, а против нас возбудят уголовные дела. За что? Найдут. Поэтому пришлось подчиниться, – рассказывала Андекина.

23 ноября Казмагамбетов забрал у Андекиной 10 миллионов 340 тысяч тенге, пообещав вернуть их, если выяснится какая-нибудь ошибка. О получении денег полицейский даже написал расписку.

Денег ИП «Шамханов» никто не вернул, и предприниматель обратился с жалобой в ДБЭКП, после чего у него началась налоговая проверка, которая, как он считает, была проведена предвзято. Финансовые полицейские произвели выемку правоустанавливающих документов ИП, бухгалтерской документации, в том числе и оригиналов счетов-фактур, выписанных на ТОО «ККТС». Попутно забрали и 575 тысяч тенге – деньги, оставшиеся от 11 млн. В итоге предприниматель вкупе с бухгалтером оказались под следствием за лжепредпринимательство и уклонение от уплаты налогов.

По мнению подследственных, у всей этой истории следующая подоплёка. В начале февраля этого года директор ТОО «ККТС» Энди Бонзер обратился в финпол с заявлением на своего главбуха Танабаеву, которая якобы похитила со счетов предприятия крупную сумму. Похитила путём перечисления денег подконтрольным ей фирмам за фиктивные услуги и поставки несуществующих товаров. Далее, обналичив деньги, часть из них она якобы отдавала Казмагамбетову.

Как пишут подследственные Шамханов и Андекина в своем заявлении на имя начальника ДКНБ Атырауской области Мухита Джангозина:

«По нашему мнению, Танабаева, запутавшись в своих многочисленных фирмах, ошиблась, выдав законные средства ИП «Шамханов» за свои, для чего направила сотрудника финансовой полиции за ними к нам. (…)

Ввиду того, что мы никак не унимаемся и всё время требуем возврата денег, взятых Казмагамбетовым, финансовая полиция возбудила на нас уголовные дела. (…)

На все наши возражения на творимый беспредел со стороны Казмагамбетова ответственные сотрудники ДБЭКП не обращают должного внимания. (…)

А чтобы мы не получили своих денег, срочно уволили Казмагамбетова, тем самым перевели в плоскость гражданского судопроизводства. (…)

Мы боимся провокаций со стороны сотрудников ДБЭКП, боимся за свою жизнь и за жизнь своих детей. Тот увиденный произвол даёт основания для таких опасений. Более того, мы считаем, что руководство ДБЭКП повязано круговой порукой, и, как мы знаем, занимается только системным вымогательством у предпринимателей Атырауской области, взимая с них дань. Предприниматели области запуганы, так как кто не соглашается платить дань руководству финансовой полиции, расплачивается за это свободой и бизнесом (…)

Мы считаем, что сотрудники ДБЭКП, чтобы скрыть данный скандал, пойдут на всё, так как в нём замешано его руководство. Руководители финансовой полиции ведут себя уверенно и нагло, потому что у них хорошо налажены отношения с прокуратурой области и судом, которые выносят постановления, приговоры и решения, выгодные для них. (…)

Доводим до Вашего сведения, что такая же ситуация сложилась у ТОО «ДСС», – поставщика ТОО «ККТС». У этого ТОО Казмагамбетов забрал около 17 млн тенге. И такая ситуация у многих компаний области».

Версия финансовой полиции: «это всего лишь обнальные фирмы»

С просьбой прокомментировать заявление Шамханова и Андекиной мы обратились в ДКНБ и ДБЭКП области. Вскоре из спецслужбы пришёл коротенький ответ: «Данное заявление находится на стадии проверки, по нему проводятся доследственные мероприятия».

И только на прошлой неделе финпол распространил обширный пресс-релиз, в котором финансовые полицейские изложили свою версию происходящего.

В ноябре 2007 года в ДБЭКП обратилась главный бухгалтер ТОО «ККТС» Танабаева с заявлением на незаконные действия своего собственного руководства. Из заявления Танабаевой и данных ею в последующем показаний следовало, что руководством ТОО «ККТС», в целях сокрытия налогооблагаемого дохода и уклонения от уплаты налогов, по мнимым сделкам без фактической поставки товара и услуг обналичиваются денежные средства. Деньги эти обналичивались по указанию руководства ТОО, в чём главбуху небескорыстно помогал сотрудник финансовой полиции Ж. Казмагамбетов. Каким образом?

Когда руководству ТОО «ККТС» в очередной раз понадобились наличные, Танабаева вновь обратилась к финполицейскому. В октябре 2007-го он предоставил ей реквизиты ТОО «ДСС» и ИП «Шамханов», о которых Танабаева ранее не знала. Само ТОО «ККТС» не вело с ними никаких дел. На счета этих фирм для последующего обналичивания и были переведены крупные суммы. Однако, в последующем, передачу этих денег Казмагамбетов под различными предлогами стал затягивать, что вызвало гнев руководства ТОО «ККТС» в адрес Танабаевой. В итоге Танабаева решила вывести своё начальство на чистую воду.

«В дальнейшем доводы Танабаевой относительно совершения руководством ТОО «ККТС» ряда преступлений в сфере экономики как до её периода работы в данной компании, так и в период её работы и после нее полностью подтвердились, в том числе и факты незаконных обналичиваний через ТОО «ДСС», ИП «Шамханов», – говорится в пресс-релизе.

7 декабря 2007 года приглашённая для дачи показаний директор ТОО «ДСС» А. Жолманова заявила о явке с повинной. Она подтвердила, что по указанию заместителя начальника МУФП по Южному региону ДБЭКП по Атырауской области Казмагамбетова через своё предприятие обналичила 20 млн тенге за несуществующие услуги для ТОО «ККТС». Деньги поступили в два транша – 10,1 млн и 9,9 млн тенге. В качестве вознаграждения она оставила себе 1,1 млн, остальные передала Казмагамбетову лично.

Как следует из пресс-релиза, за день до явки с повинной Жоламановой Казмагамбетов позвонил ей и назначил встречу, в ходе которой передал ей 17 млн тенге и попросил их выдать сотрудникам финансовой полиции. Для чего был сделан столь благородный жест, в пресс-релизе не указывается. Эти 17 миллионов Жоламанова выдала после допроса в качестве вещественного доказательства.

Аналогичные показания финполицейским неоднократно давала и сама Андекина, а вышеуказанные 575 тысяч она якобы оставила себе в качестве вознаграждения. Эта сумма ею была добровольно выдана следствию.

575 тыс. тенге и фиктивные по содержанию первичные бухгалтерские документы ИП «Шамханов», послужившие основанием поступления от ТОО «ККТС» денег, также изъяты как вещдок.

Андекина и Шамханов с какими-либо заявлениями в финансовую полицию не обращались. Более того, Андекина и сам Казмагамбетов в ходе проверки службой безопасности ДБЭКП дали признательные показания о фактах незаконного обналичивания денег, и подтвердили это на очной ставке между собой. По результатам проверки 22 апреля 2008 года капитан Казмагамбетов был уволен по отрицательным мотивам. В этот же день на него возбудили уголовное дело за злоупотребление должностными полномочиями. Привлекли к ответственности и Жоламанову.

Из пресс-релиза ДБЭКП:

«В ходе расследования уголовного дела следственно-оперативная группа постоянно сталкивается с противодействием со стороны привлекаемых лиц, а также лиц, действующих в их интересах.

Все, что изложено в заявлениях и жалобах Г. Андекиной и ее брата Шамханова, направленных ими на имя главы государства, Администрации президента РК, в Генеральную прокуратуру, КНБ, в партию «Нур Отан», а также опубликованных на Интернет-сайтах и в газете «Тас-Жарган», являются их домыслами и клеветой, преследующими цель избежать таким образом уголовной ответственности и самое главное – воспрепятствовать ходу расследования. (…)

Доводы Андекиной Г., что заявительница Танабаева А. является одноклассницей заместителя начальника ДБЭКП по Атырауской области Дуйсенова М. К. – вымысел. Из материалов дела установлено, что Танабаева А. 1976 года рождения родилась и окончила среднюю школу в г. Рыбачье Иссык-Кульской области Киргизии, тогда как Дуйсенов М. К. – 1973 года рождения, родился и получил среднее и высшее образование в Казахстане.

Интересы Танабаевой органом уголовного преследования защищаются только как лицо, первым обратившееся с заявлением в финансовую полицию, доводы её полностью подтвердились в ходе следствия и в связи с тем, что она оказывает содействие следствию в раскрытии ряда совершенных преступлений. (…)

Показаниями Танабаевой, самого Казмагамбетова, а также другими материалами уголовного дела установлено, что обналиченные деньги Казмагамбетов должен был передавать Танабаевой, а та, в свою очередь, иностранной компании и её руководству, а не Дуйсенову и Естаеву (начальнику ДБЭКП области. – Авт.).

Ксерокопия расписки Казмагамбетова Ж. о получении у Андекиной обналиченных денег приобщена к материалам уголовного дела. В то же время Андекина, несмотря на наличие постановления о производстве выемки подлинника данной расписки, отказалась представлять её подлинник следствию.

Анализ личностей Андекиной Г. и Шамханова С. показал, что их действия являются результатом их использования как инструмента со стороны других заинтересованных в исходе дела структур и лиц, как могущих быть привлеченными к уголовной ответственности, так и тех, чьи интересы бизнеса затронуты.

Установлено, что 23.07.2008 года Андекина Г. вылетела в г. Астану вместе с известным в г. Атырау «обнальщиком» Курмангалиевым Т. А., осужденным ранее за совершение ряда экономических преступлений, в том числе и за лжепредпринимательство и отбывающим в настоящее время наказание в колонии-поселении. В отношении Курмангалиева Т. к тому же имеется вступившее в законную силу постановление суда об официальном признании его виновным в клевете. Установлено, что в Астане к ним присоединился Казмагамбетов Ж. и другие лица. Где и с кем они встречались в Астане и Алматы, нами уже установлено.

Собиравшийся вылететь вместе с Андекиной Г. 30.07.2008 года обратно в Атырау Курмангалиев Т. в связи с начатой проверкой его незаконного отсутствия в исправительном учреждении и нахождения за пределами области в спешке вылетел из Астаны в Атырау 29.07.2008 года.

В тот же день, примерно в 10.20 часов, осужденный Курмангалиев Т. был задержан в аэропорту Атырау при выходе из приземлившегося самолета, выполнявшего рейс Астана – Атырау.

В связи с тем, что по Атырауской области и в республике выявление схемы совершения преступлений группой Курмангалиева Т. имело большой общественный резонанс, очередное задержание осужденного Курмангалиева Т., сходящего с трапа самолета, повторно вызвало ажиотажную сенсацию.

Андекина Г., узнав о задержании Курмангалиева Т., сдала свой авиабилет в гор. Астане и по сей день скрывается от органа уголовного преследования на протяжении уже свыше 2-х месяцев.

За нарушение режима отбывания наказания в колонии-поселении Курмангалиев Т. водворен в штрафной изолятор колонии, в дисциплинарном порядке наказан начальник колонии.

Кроме того, по факту неоднократного уклонения от отбывания наказания в отношении осужденного Курмангалиева Т. и в отношении должностных лиц колонии-поселения, допустивших это, финансовой полицией проводится доследственная проверка, по результатам которой в отношении них будет принято процессуальное решение.

В настоящее время планируется окончание и направление уголовного дела в отношении Казмагамбетова Ж. и Жоламановой в суд с обвинительным заключением. Казмагамбетов Ж., с учетом тяжести совершенных преступлений, задержан и водворен в изолятор временного содержания ГУВД гор. Атырау.

В рамках расследуемого дела будет дана юридическая оценка действиям лиц за воспрепятствование производству предварительного расследования».

Такова версия следствия Атырауского финпола.

Версия бывшего финполицейского: «финпол запугивает и «разводит» предпринимателей»

В нашем распоряжении имеется нотариально заверенная копия заявления Жениса Казмагамбетова на имя начальника ДКНБ области от 24 июля. Взятый недавно под стражу экс-полицейский фактически обвиняет руководство ДБЭКП области в коррупционных преступлениях.

В своём заявлении Казмагамбетов отрицает свою причастность к обналичиванию денег через ИП «Шамханов» и ТОО «ДСС», считая, что его в этой истории сделали просто крайним, чтобы увести от ответственности Танабаеву, приятельницу первого заместителя начальника ДБЭКП области М. Дуйсенова.

6 февраля этого года региональный менеджер ТОО «ККТС» Бонзер обратился в ДБЭКП с заявлением на Танабаеву. В ходе внутреннего аудита в фирме выявлены факты перечисления крупных сумм на счета пяти ТОО и ЧП. По версии Казмагамбетова, в трёх из них учредителями якобы является сама главбух Танабаева со своим братом.

Из заявления Казмагамбетова:

«Также в заявлении Бознера указывалось, что Танабаева 21.11.07 г. целевым назначением путем выплаты заработной платы 5 лицам, которые вообще были уволены и не работали в компании, на общую сумму 2.235.570 тенге, лично подделав подписи указанных 5 лиц, сняла денежные средства…

Также Танабаева путем фиктивного расходно-кассового ордера №255 от 10.04.07г., подделав подпись Э. Бонзера, сняла денежные средства с кассы на сумму 1.325.000 тенге.

Таким образом, Танабаева, используя свое служебное положение, будучи главным бухгалтером ТОО «ККТС», совершила хищение денежных средств на сумму 22.520.138 тенге. (…)

Из материалов проверок установлено, что Танабаева знакома с заместителем ДБЭКП по Атырауской области подполковником М. Дуйсеновым, в моём разговоре с Танабаевой последняя неоднократно говорила, что лично знает Дуйсенова.

В данное время ДБЭКП возбужден ряд уголовных дел, связанных с махинациями в ТОО «ККТС», по ст. 307, 192, 228 УК РК в отношении директора ТОО «ККТС», выявлены подделки дипломов у иностранцев, нарушения норм лицензионного законодательства, но не возбуждено ни одного уголовного дела в отношении главного бухгалтера ТОО «ККТС» Танабаевой. (…)

Все уголовные дела, связанные с ТОО «ККТС», ведутся по указанию и усмотрению М. Дуйсенова и А. Естаева, с нарушением норм УПК. Уголовные дела возбуждаются без оснований и фактических доказательств. Иногда возбуждаются так называемые коммерческие дела, после чего запугивают предпринимателей, потом «разводят» на предварительном расследовании или на суде, где выносятся нужные для финансовой полиции решения. (…)

На основании изложенного, прошу вас принять меры в отношении начальника ДБЭКП Естаева, заместителя начальника ДБЭКП Дуйсенова».

Как распорядились комитетчики с заявлением Казмагамбетова, пока неизвестно.

Как там наверху договорятся?

Про противостояние группы атырауских бизнесменов и местной финансовой полиции во главе с Амирханом Естаевым мы рассказывали в начале года. Конфликт тогда сопровождался информационной войной. Естаев заявлял, что нападки на него идут со стороны нечистых на руку бизнесменов, в частности, Т. Курмангалиева, которого суд осудил за лжепредпринимательство. Бизнесмены же обвинили руководство финпола в рейдерстве и коррумпированности («Мегаполис» №9, «Имущественный спор»). Кроме того, со страниц газет они заявили о получении взятки руководством Атырауского финпола в размере 8 млн долларов в нашумевшем деле по хищениям на Атырауском НПЗ. Недавно этот судебный процесс благополучно закончился. Все подсудимые, обвинявшиеся в нанесении ущерба государству в размере свыше 10 миллиардов тенге, получили условные сроки, и вышли на свободу.

Дело Андекиной-Казмагамбетова есть продолжение той самой войны. После того как был замят скандал вокруг дела АНПЗ и антикоррупционная комиссия «Нур Отана», работавшая в Атырау по заявлению предпринимателей, отбыла в Астану, руководство местного финпола занялось бизнесменами (в частности, Курмангалиевым и Андекиной) и финполицейским Казмагамбетовым, устроившими шумиху в прессе.

Те, в свою очередь, отправляли жалобу за жалобой и искали защиты в Астане. Есть сведения, что эти предприниматели собираются создать что-то вроде общественного комитета за смещение Естаева. Начали вновь появляться публикации в столичной прессе. Возможно, поэтому в спешном порядке был арестован Ж. Казмагамбетов и начались тщательные поиски Андекиной, которая в настоящее время скрывается от финпола.

Недавнее задержание в аэропорту Атырау Т. Курмангалиева – тоже, очевидно, ответ на шумиху в прессе. Финполицейские произвели арест Курмангалиева достаточно шумно: с двумя десятками оперативных автомашин, видеосъемкой и пресс-релизом в СМИ. После обычного 15-дневного карцера за нарушение режима Курмангалиеву присудили еще 10 месяцев лишения свободы.

Казмагамбетов еще месяц назад, чувствуя, что тучи над его головой сгущаются, рассказал нам, что в этой истории был лишь орудием в руках своего руководства, «торпедой», от которой решили избавиться как от опасного свидетеля. В случае своего ареста он обещал дать показания против своего бывшего шефа. Мы не знаем, есть ли у него доказательства того, что обналиченные деньги передавались руководству финпола, или это просто блеф. Известно также, что одно из заявлений атырауских бизнесменов лежит под сукном у председателя КНБ РК А. Шабдарбаева. Напряжение сохраняется.

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА