Депутаты Мажилиса Парламента РК одобрили в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам урегулирования сроков задержания при выдворении лиц за пределы РК".

Документ предусматривает урегулирование сроков задержания при выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны, регламентацию порядка их задержания и последующего помещения в специальные учреждения органов внутренних дел.

"Этой нормы вообще не было в нашем законодательстве. Введение предельного срока содержания, конечно, надо поддержать. Есть случаи, когда мы содержим иностранцев до года и не выдворяем, потому что в действующем законодательстве никаких предельных сроков не оговорено. Теперь у нас всё чётко прописано. Предельный срок – до 30 суток и выдворение, чтобы не содержать их здесь месяцами", – сказал спикер нижней палаты Парламента Нурлан Нигматулин.

Он отметил, что 30 суток – достаточный срок для решения всех организационных вопросов.

"Что касается форс-мажорных обстоятельств, то они будут регулироваться теми регламентирующими документами, которые будут входить в эти форс-мажорные временные рамки. Указ президента либо распоряжение, если мы говорим о коронавирусе, главного санитарного врача страны. Но я думаю, что нам эту предельную норму содержания обязательно надо подержать", – высказал своё мнение спикер.

Как пояснил докладчик по вопросу депутат Мажилиса Василий Олейник, законопроект предусматривает внесение точечных поправок в два кодекса (УПК и УИК) и четыре профильных закона:

  • в статью 28 Закона "О правовом положении иностранцев" вносится поправка, предусматривающая совершенствование правового механизма и сроков задержания, уклоняющихся от выдворения лиц (с санкции суда на срок до 30 суток) для принудительного исполнения судебных актов по уголовным, административным делам и делам особого производства;
  • статью 29 Закона "О профилактике правонарушений" дополнят нормой, согласно которой в отношении иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению и уклоняющихся от этого, с санкции суда применяется превентивное ограничение свободы передвижения как обеспечительной меры;
  • В Законе "О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества" (новая редакция подпункта 6) статьи 2), даётся понятие превентивного ограничения свободы передвижения. Статья 5 этого закона дополняется новым подпунктом (3-1), которым предусмотрено правовое основание для помещения выдворяемых лиц в специальный приёмник на срок до 30 суток. Такой же предельный срок установлен и в статье 60 Закона "О миграции".
  • В статье 398 УПК (резолютивная часть обвинительного приговора) конкретизируется такой вид наказания как выдворение (часть первая этой статьи дополняется новым подпунктом 6-2). В статье 70 УИК даются чёткие правовые основания и механизм применения превентивного ограничения свободы передвижения для принудительного выдворения за пределы страны иностранцев и лиц без гражданства по уголовным делам.

По данным МВД, за последние два года и восемь месяцев за нарушение законодательства Казахстана было выдворено из страны более 25,5 тысячи иностранцев, из них почти 2 тысячи не исполнили судебные акты.

"Есть среди них и люди, которые совершили административные и уголовные правонарушения. Согласно статданным МВД, всего за указанный период, совершено свыше 220 тысяч административных правонарушений и около четырёх тысяч преступлений", – отметил Василий Олейник.

В настоящее время в Казахстане отбывают наказание в местах лишения свободы и находятся под пробационным контролем 1300 иностранцев. Они также подлежат выдворению.