В Ассоциации финансистов Казахстана ответили на критику депутата мажилиса Елнура Бейсенбаева касательно роста тарифов на автострахование с апреля этого года. Директор центра развития страхового сектора АФК Бауыржан Нагманов объяснил, чем вызван рост цен на полисы и для кого сильнее всего подорожает автостраховка.

По его словам, рост инфляции, удорожание запасных частей и ремонта, а также увеличение количества ДТП привели к тому, что обязательное автострахование стало самым убыточным классом страхования на рынке. Средний показатель убыточности страховых компаний за первый квартал этого года превысил 100%, а у некоторых страховых компаний этот показатель превышает 120%. Соответственно, объём выплат пострадавшим в авариях превысил сумму страховых премий, привлекаемых от автовладельцев.

"В таких условиях страховщики объективно не могут корректировать методику расчёта для увеличения размеров выплат пострадавшим в ДТП, а также инвестировать в цифровизацию и развитие этого класса страхования. Чтобы эта система продолжала работать, вместо повышения тарифов используется система бонус-малус (тарифный коэффициент. – Авт.), которая предусматривает индивидуальный подход к каждой категории водителей", – сказал Нагманов.

Система представляет из себя рейтинг водителей, который определяет уровень их риска и влияет на стоимость обязательной автостраховки. В стране установлено 18 классов страхования, самым высоким из которых является 13, а самым низким – M2. Более 90% всех водителей в  стране имеют 13 класс бонус-малус – водят хорошо, практически не нарушают ПДД, попадают в ДТП не по своей вине. Таким образом, аккуратные водители платят меньше.

"После нововведения стоимость страховки значительно выросла только для отдельных категорий водителей. С 7 апреля водители, впервые заключающие договор обязательного автострахования, выделены в отдельный класс "А". Это начальный класс для водителей, у которых нет истории вождения и страховой статистики. Для водителей, заключающих договор страхования впервые, установлен отдельный тариф с учётом повышенного риска. Статистика убыточности по впервые застрахованным превышает 100%. Ранее водители с безаварийной ездой фактически несли часть расходов за неопытных водителей. Теперь с появлением отдельного класса для новичков их убыточность не будет влиять на стоимость страховки безаварийных водителей, и это справедливый подход", – подчеркнул Нагманов.

Директор также пояснил, почему дополнительно понижается класс за ДТП, совершённое в другом регионе, что вызвало возмущение у депутата. Если водитель регистрирует автомобиль в регионе с низкой аварийностью и более низкой стоимостью страхового полиса, но эксплуатирует авто в высокоаварийном регионе, то стоимость его страхового полиса должна корректироваться с учётом аварийности региона, где случилось ДТП.

К примеру, если водитель автомобиля, зарегистрированный в Алматинской области с низкой страховой премией, станет виновником ДТП в Алматы, это повлияет на убыточность обязательного автострахования в городе.  Соответственно, страховка для такого водителя должна быть аналогична по стоимости страховке для автотранспорта, зарегистрированного в Алматы. Иначе водители Алматы будут переплачивать за риск, созданный теми, кто совершает ДТП в городе, хотя зарегистрировали автотранспорт в другом регионе.

Это правило применяется только если регион, где произошло ДТП, более аварийный, чем регион регистрации автомобиля, подчеркнул Нагманов.

"Водители скутеров и мопедов рассматриваются в одной категории наравне с владельцами автомобилей по системе бонус-малус, учитывается реальный опыт управления транспортным средством. Если водитель мопеда, ранее имея водительские права, страховал свою ответственность как участник дорожного движения, то система определит ему соответствующий класс – более высокий как водителю с опытом вождения на дорогах", – добавил он.

Ежегодное участие водителей-новичков мопедов или мотоциклов в системе ОГПО ВТС и их безаварийное вождение позволит им через несколько лет улучшить свой класс страхования, и соответственно, заметно снизить стоимость страхового полиса.