Оптимизировать расходы на субсидии по авиационным и железнодорожным маршрутам в Казахстане предложила председатель Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета РК Натальная Годунова. Об этом она сообщила на презентации законопроекта о трёхлетнем бюджете на 2020-2022 годы.

"Здесь основную проблему мы видим в отсутствии гибкости в субсидировании регулярных авиаперевозок, что приводит к расходам бюджета при низкой и нулевой загруженности воздушного судна, особенно по туристическим маршрутам, которые субсидируются. У нас есть "Топ 10 туристических маршрутов", почему-то они субсидируются в мае, что логично, но по декабрь. Вы можете посмотреть загрузку воздушных судов сентябрь, ноябрь, декабрь, что мы субсидируем?" – сказала глава Счётного комитета.

Она отметила, что рекомендуется внедрить практику оперативного менеджмента, который будет откликаться на спрос и пересматривать количество рейсов в течение года.

"Ориентировать их на фактическую потребность посредством изменения частоты полётов и тарифов, то есть нужна гибкость в целях экономии бюджетных средств", – добавила она.

В целом, по её словам, предлагается оптимизировать 8,3 млрд из 19 млрд тенге, направленных на финансирование авиационных направлений в течение трёх. И 12,1 млрд из 101 млрд тенге по железнодорожным перевозкам, имеющим низкую востребованность.



Так, среди недостатков, выявленных при анализе аудиторами, было отмечено, что за 2018 год 103 рейса осуществили перевозку с загруженностью менее 10 человек и два рейса без пассажиров. Основные направления – из Алматы и Нур-Султана в Балхаш, Урджар и Ушарал.



По железнодорожным перевозкам существуют маршруты с загруженностью меньше 20 человек в вагоне, что является низким показателем в сравнении со среднем по стране – 32 человека в вагон.