"Слишком большие для туннелей". Испанские чиновники уволились из-за скандала с поездами
Поезда, которые изготавливают по контракту на 258 млн евро, оказались слишком велики, чтобы пройти в некоторые туннели.Государственный секретарь Испании по инфраструктуре и транспорту Изабель Пардо де Вера и глава государственной железнодорожной компании Исайас Табоас подали в отставку из-за скандала с закупкой поездов, сообщает The Guardian. Общественное негодование вызвало то, что десятки новых железнодорожных составов, заказанных для двух северных регионов Испании, оказались слишком широкими, чтобы пройти через некоторые туннели.
Три года назад государственный железнодорожный оператор Renfe объявил, что планирует модернизацию подвижного состава узкоколейных пригородных поездов и поездов средней дальности в Астурии и Кантабрии. Однако в январе 2023 года стало известно, что поезда, которые производили по контракту стоимостью 258 млн евро (около 122-123 млрд тенге), оказались слишком крупными и просто не смогут пройти через некоторые туннели в этих двух регионах.
Региональный президент Кантабрии Мигель Анхель Ревилья назвал проект ошибкой и призвал принять срочные меры, а президент соседней Астурии признался, что "обескуражен, зол и разочарован".
В прошлом месяце из-за этого скандала уже уволили двух высокопоставленных чиновников – одного из Renfe, а другого из государственной компании по железнодорожной инфраструктуре Adif. Но этого оказалось недостаточно, чтобы успокоить общественность, разгневанную некачественным планированием и исполнением проекта.
Правительство премьер-министра Педро Санчеса, возглавляемое социалистами, попыталось загладить свою вину и объявило, что проезд по железным дорогам в Астурии и Кантабрии будет бесплатным до тех пор, пока новый подвижной состав не введут в эксплуатацию. Это планируют сделать в начале 2026 года.
"С того момента, как я узнала об этом, я сделала всё возможное, чтобы выяснить, что произошло, и найти решение. С самого начала мы взяли на себя ответственность, извинились, признали ошибку и определили, кто за неё в ответе. Мы также начали внутренний аудит и создали рабочую группу, чтобы найти решение и максимально ускорить производство поездов", – заявила журналистам министр транспорта Испании Ракель Санчес после встречи с главами Кантабрии и Астурии.
Ранее испанское правительство упорно настаивало на том, что ошибку заметили ещё до начала изготовления поездов, и утверждало, что "ни единого евро не потратили впустую".
"Поиск и согласование оптимального решения, касающегося проектирования наиболее просторного, современного, быстрого и эффективного поезда, с учётом уникальной железнодорожной инфраструктуры, не привели к расточительному использованию государственных ресурсов", – говорится в заявлении министерства транспорта от 18 февраля.