Семьи погибших в авиакатастрофе под Шымкентом пограничников не могут получить страховые выплаты
Сумма страховой выплаты в размере 1 млрд 84 млн 710 тысяч тенге, предназначенная наследникам погибших пограничников, была перечислена в доход государства.В Сарыаркинском районном суде города Астаны прошло предварительное судебное заседание по иску о взыскании страховых выплат родственникам погибших в авиакатастрофе пограничников. Отметим, что катастрофа стала самой масштабной для Казахстана за последние годы. 25 декабря 2012 года военный самолёт Ан-72 рухнул при подлёте к аэропорту Шымкента. Самолёт упал в карьер местного цементного завода. На борту находились 27 человек, в том числе руководство Погранслужбы страны, включая и исполняющего обязанности главы этого ведомства Турганбека Стамбекова.
Как пояснил представитель родственников погибших пограничников Марат Кабдуллин, между Пограничной службой КНБ РК и АО "Нефтяная страховая компания" был заключён договор страхования гражданско-правовой ответственности владельцев воздушного судна, под действие которого попадает крушение Ан -72. По его словам, размер выплаты для семьи каждого погибшего военнослужащего составляет 57 миллионов 90 тысяч тенге.
"Пограничная служба КНБ РК, реализуя условия заключённого договора страхования, получила от НСК сумму выплат, необходимую для погашения всей суммы ответственности по данному долгу в размере 1 миллиард 84 миллиона 710 тысяч тенге. Эта сумма была взыскана на основании решения специализированного межрайонного экономического суда Алматы, в которой истцом выступала Погранслужба, а ответчиком выступала НСК", - сообщил в суде он.
По его словам, согласно вступившему в законную силу судебному акту Погранслужба должна была выплатить страховую сумму родственникам погибших пограничников.
"Однако этого не произошло по неизвестным нам причинам. Сначала Погранслужба документы собирала, говорила, что пока нет возможности, нет финансовых инструментов для выплаты данной суммы семьям погибших офицеров. И так на протяжении более трёх лет. Страховые суммы на каждую семью так и не были выплачены. Так как права моих доверителей были нарушены, мы заявили в судебном порядке", - далее заявил Марат Кабдуллин.
Ещё один представитель шести погибших пограничников – Азамат Каунев – сообщил, что у родственнико, погибших в авиакатастрофе пограничников были собраны все документы, подтверждающие, что они являются наследниками: свидетельства о рождении детей, свидетельства о праве наследования. Он отметил, что в своём исковом заявлении Пограничная служба КНБ РК указала причиной взыскания страховой выплаты возникновение у неё гражданской-правовой ответственности перед третьими лицами в связи с наступившим страховым случаем.
"Мы, как представители потерпевших, с кого должны будем взыскать эти суммы, если гражданско-правовая ответственность была застрахована именно Пограничной службой? Поэтому мы везде и указываем Пограничную службу как ответчика, как непосредственное лицо, которое взыскало сумму у страховой компании", - уточнил он.
Представитель Комитета национальной безопасности Марат Искаков пояснил, что взысканные страховые выплаты находились на временном счёте Пограничной службы и по окончанию трёхдневного срока они возвращались в АО "НСК".
"В дальнейшем, когда возникла реальная угроза тому, что эти деньги будут возвращены в НСК и вообще когда-либо не будут взысканы, они были направлены Пограничной службой в доход бюджета с надеждой на то, что в дальнейшем, в ходе изменения порядка исполнения решения, они всё-таки дойдут до адресата, то есть до наследников погибших военнослужащих", - пояснил он.
Представитель родственников погибших военных Азамат Каунев предложил Пограничной службе запросить из бюджета перечисленную туда сумму для выплаты наследникам погибших. Кроме того, адвокат подал ходатайство о привлечении Пограничной службы в качестве ответчика вместе с Министерством финансов.
Ещё один представитель истцов – Аскар Алимов сообщил, что ранее Министерство финансов разъясняло, что для страховых выплат Пограничная служба могла открыть специальный счёт по заявлению.
"Они никак бюджету не принадлежали. Начальнику финансовой службы Пограничной службы был задан вопрос – на основании чего вы делали письменный запрос по открытию счёта. Они говорят – нет, мы по телефону. То есть этих действий не было", - возмутился Алимов.
Четвёртый представитель истцов – Магауйя Елемесов настаивал на том, чтобы ответчиком выступило Министерство финансов.
В свою очередь, представитель Министерства финансов – Елена Алхалиева посчитала, что, согласно договору, заключённому между сторонами, выгодоприобретателем является государство в лице Пограничной службы КНБ РК.
"Следовательно, получателем страховой выплаты непосредственно является Погранслужба. При этом в договоре не оговорена сумма выплаты третьим лицам. Таким образом, вступившие в законную силу судебные акты, требования бюджетного законодательства, а также условия договора страхования каких-либо правовых оснований в пользу третьих лиц не имеют", - высказала он позицию Министерства финансов.
По словам Алхалиевой, 29 сентября 2015 года эта денежная сумма была перечислена в доход республиканского бюджета. После чего со стороны истцов возникло много вопросов, однако ни на один заданный вопрос со стороны вдов погибших пограничников Елена Алхалиева дать исчерпывающий ответ не смогла.
Представитель Комитета национальной безопасности Марат Искаков сообщил, что комитет не оспаривает права наследников погибших военнослужащих на получение страховых выплат. По его словам, у него вызвало некоторое недоумение позиция Министерства финансов.
"Орган, который представляет госказну, до сих пор не уяснил, каким образом эти деньги могут достичь адресата, то есть наследников погибших военнослужащих. Данная сумма страховых выплат, которой Пограничная служба не могла распоряжаться, и которая в итоге ушла в республиканский бюджет, подлежит взысканию с Министерства финансов", - проинформировал он.
По его мнению, позиция Министерства финансов "не выдерживает никакой критики".
"Внимательно слушал выступающих и стал свидетелем негативного восприятия со стороны родственников погибших военных того обстоятельства, что представитель Министерства финансов, оказывается, отождествляет соцвыплаты, которые гарантированы законом о воинской выплате, со страховыми выплатами. Это ни для юриста, ни для экономиста недопустимо", - уточнил он свою позицию.
Представитель Пограничной службы Еркинбек Сагадиев, в свою очередь, возразил по поводу привлечения Погранслужбы КНБ в качестве ответчика по делу.
"У нас нет этих денег на счету. Я понимаю, если бы депозитный счёт открыли, и эти деньги там лежат, а мы ждём, когда к нам придёт решение суда. Но денег нет, соответственно, мы не можем нести ответ", - пояснил он.
Однако прокурор Асель Адилова пояснила, что "в данном случае правоотношения возникли на основе договора страхования", и посчитала возможным привлечение Пограничной службы в качестве ответчика.
Судья Арман Жукенов порекомендовал Пограничной службе и Министерству финансов привлечь к следующему слушанию финансовых специалистов, которые непосредственно занимались перечислением страховых выплат в республиканский бюджет.