Сад, вымя, чешуя
Более трёх лет государство выделяло субсидии КХ «Айдарбаев» на развитие садоводства и возмещало ему расходы на покупку импортного скота. Теперь у рогатых иностранок появилось потомство, а в садах созрела не одна тонна фруктов. Но как это сказалось на стоимости молока и яблок? Три года спустя «Мегаполис» решил совершить повторный налёт на ферму.Более трёх лет государство выделяло субсидии КХ «Айдарбаев» на развитие садоводства и возмещало ему расходы на покупку импортного скота. Теперь у рогатых иностранок появилось потомство, а в садах созрела не одна тонна фруктов. Но как это сказалось на стоимости молока и яблок? Три года спустя «Мегаполис» решил совершить повторный налёт на ферму.
Тот же коровник и загончики, доилки и чесалки. Только вот копыт и рогов здесь стало куда больше. Как оказалось, по соседству с европейскими коровами недавно поселились американки.
АМЕРИКАНСКАЯ ДОЙКА
– За европеек уже рассчитались?
– Практически да. Осталось какой-то процент погасить. Надо признать, мы получили хорошую поддержку от государства: получаем субсидии на молоко – по 25 тенге за каждый литр. За то, что завезли импортных коров, нам компенсировали 235 тыс. тенге за каждую из них. И дали кредит по низкой процентной ставке.
– И как это сказалось на стоимости молока?
– Мы работаем с компанией «Данон», поставляем им сырьё по 105 тенге за литр. У нас скот круглый год на монокорме, сезонных колебаний цены нет. В течение года цена держится на одном уровне, несмотря на девальвацию. Во-первых, кормовую базу мы заготовили ещё в прошлом году, во-вторых, продуктивность коров позволяет не повышать цены.
– Насколько я помню, у коров, завезённых из Европы, были трудные роды. Теперь с ними меньше хлопот?
– А где тот самый серый бычок, который не был похож на остальных породистых животных?
– Его уже нет. Бычков мы обычно на мясо выращиваем.
ЯБЛОКИ ОТ КОРОВНИКА НЕДАЛЕКО КАТЯТСЯ
Ерлан Умбетов похвастал не только своими бурёнками.
– У нас есть сады, где около 40–45 сортов яблок. Как-то у нас были гости, и мы поставили эти яблоки на стол. Так не поверили, что они наши! У нас есть специальные хранилища. До февраля яблоки не теряют свой товарный вид…
Нам удалось увидеть эти гектары яблоневых садов и виноградников. Казалось, что обойти их пешком невозможно.
– Сюда приезжают из других крестьянских хозяйств и закупают у нас по 10 тыс. саженцев, – рассказал управляющий питомниководческим хозяйством КХ «Айдарбаев» Жанибек Дувлатбаев.
– И почём?
– Если оптом, то по 320–350 тенге за однолетнюю яблоньку. За соответствие сорта садоводы могут не беспокоиться. Это на базаре через два года невозможно найти продавца, а мы-то здесь постоянно находимся.
– А цены на яблоки вам удаётся держать?
– Раньше мы продавали их по 150 тенге за кило, теперь по 110 тенге. И не только крупным оптом. Иногда люди у нас берут по 5 кг яблок по той же цене. На рынке они стоят 200–250 тенге за кило. Хранить фрукты с каждым годом накладней: электроэнергия дорожает. Но мы держим цену. У нас есть свой завод, где делают концентраты для соков и томат-пасты. И некондиционное яблоко (с пятнышками и царапинками) поступает туда. Местные жители приносят нам свои яблоки на переработку. Мы принимаем их по 18–20 тенге за кило. В прошлом году сельчане сдали нам около 2000 тонн яблок.
– Помидоры тоже принимаете?
– Нет. Здесь нужен определённый сорт. У местных – водянистые помидоры, а нам нужны сухие. Со временем предоставим сельчанам рассаду, чтобы они выращивали нужные сорта.
– Три года назад вашим сторожам приходилось стрелять ворон, так как они клевали и плоды, и шланги капельного орошения…
– До сих пор стреляем! Сейчас яблоки ещё не созрели. Но ближе к осени начнётся «сезон охоты». Вороны и скворцы рано утром прилетают или поздно вечером. Берём ружьё, холостые патроны – и вперёд!..
И ПОРЫБАЧАТ, И ПОЛЬЮТ
В КХ «Айдарбаев» практически нет отходов. Некондиционные яблоки перерабатывают, навоз идёт на удобрение. Здесь даже поливная вода используется два раза.
– Вода – дорогой ресурс. Мы решили выращивать рыбу, а воду сбрасывать на полив садов. В этой воде ещё и дополнительное удобрение есть, – объяснил рыбовод КХ «Айдарбаев» Валерий Ким. – Сначала попробовали выращивать форель. Получилось. Решили разводить осетров. В нашем регионе не было такой практики, но мы рискнули.
– Будете поставлять осетрину в рестораны?
– Нет. Наша цель – создать питомник, выращивать малька. Будет некое племенное хозяйство. Через года два мы уже получим малька. Осетровые очень долго созревают. Только на 6–7-й год дают икру. Этим рыбкам уже тесно. Скоро они будут плавать в бассейне. Уже ведётся его строительство. А форели мы производим порядка 30 тонн в год. Но товаром первой необходимости эту рыбу, конечно, не назовёшь: большой деликатес!..
P.S. Раньше мы продвигали, теперь – проверяем. Репортаж подготовлен в рамках контроля за реализацией программы создания продовольственного пояса вокруг южной столицы Казахстана.