Социальный эксперимент провёл алматинец Мирус Курмашев, чтобы на собственном опыте убедиться, насколько реально простому безработному трудоустроиться через Центр занятости населения. По итогам эксперимента автор нашёл себе работу, но сам процесс поиска и обращения в Центр занятости сравнил с живой квест-игрой, запутанным лабиринтом с множеством бюрократических проволочек, пройти который смогут только самые терпеливые и настойчивые соискатели.


Фото со страницы Мируса Курмашева в Facebook

Полный рассказ своего похода в Центр занятости Курмашев описал на своей странице в Facebook. Сначала алматинец, примеривший на себя роль безработного, обратился в ближайшее отделение Центра занятости. Получив 7-й номер очереди, он заметил, что "какой-то подозрительный" 13-й номер заранее занял всех операторов.


Фото со страницы Мируса Курмашева в Facebook

Не дожидаясь своей очереди, мужчина подошёл на ресепшн. Сначала сотрудники Центра занятости отправили соискателя в кабинет №10, потом – на Макатаева, 142, в Жетысуский ЦЗН, оттуда – в отделение по трудоустройству на Макатаева, 117.

"Поднимаюсь, захожу: много рабочих мест, нет людей. Может, они сначала к себе устроят людей на работу? Вроде не обед, но уже никого нет. Оказалось, ошибся – регистрационный зал в другом месте. Все нормальные люди там работают. Ну как работают: одна спит, другой рекорды по "косынке" бьёт, три бота в виде операторов протирают стулья, и только одна женщина создаёт очередь, куда можно записаться к ней через талоны", – пишет автор.

В очереди мужчина прождал ещё полчаса, готовясь к серьёзному собеседованию.

"И тут она достаёт волшебную ручку, клочок бумаги и начинает писать волшебные фразы на чужестранном языке: дабл ю дабл ю дабл ю, енбек точка кей зет. В соседнем кабинете есть свободные компьютеры, заходите на этот сайт и выберите себе работу. Сел в компьютерный клуб, точнее, в то место, где, оказывается, люди ищут работу, и начал искать. Оказывается, здесь ищут работу те, у кого дома нет компа или интернета", – отметил Мирус Курмашев.

В конечном итоге автор поста всё-таки нашёл работу, созвонившись с работодателями и пройдя собеседование. Но до этого ему пришлось совершить ещё пару десятков действий в "квест-игре".


"Компьютерный клуб" / Фото со страницы Мируса Курмашева в Facebook

"Дико извиняюсь, забыл сказать, что по логике ЦЗН ты должен выписать все городские номера работодателей на бумаге, пойти домой, позвонить с городского, записаться на собеседование к работодателям, сходить на собеседование, опять пойти в ЦЗН, попросить, чтоб дали корешок, с корешком пойти к работодателю, он там мне напишет, что, да, реально принял, отрывает кусочек себе, на случай если департамент труда проверит, потом мне нужно отнести второй кусочек опять в ЦЗН, типа, взрывайте шампанское, я нашёл работу", – пишет Курмашев.

Автор недоумевает, зачем в каждом отделении центра занятости содержат штаты по 40-60 человек, если вся процедура трудоустройства фактически сводится к самостоятельному поиску работы на сайте enbek.kz.

На критику системы ЦЗН практически сразу отреагировали представители Министерства труда РК. Пресс-секретарь министерства Ассоль Акишева поблагодарила Мируса Курмашева за "тест работы системы трудоустройства" и пообещала передать все замечания исполнителям проекта.

"Недостатки на местах имеются, поскольку гораздо сложнее поменять менталитет людей на местах, чем прописать саму программу. Мы с этим работаем, постепенно подходы меняются, но это требует времени. Ссылку на ваш пост я передала руководителю проекта. Это системные решения, которые надо принимать по всем центрам одновременно", – отметила Ассоль Акишева в комментарии к посту.

Позже пресс-секретарь Министерства труда сообщила, что планируемая трансформация ЦЗН будет проводиться совместно с Национальной палатой предпринимателей, которой переданы все документы для разработки реальных предложений. Она также добавила, что министерство само выступило инициатором модернизации центров занятости и ждёт конкретных предложений от НПП.

"Ещё важный момент в том, что ЦЗН находятся в ведении акиматов, и нам даже уволить их непросто. Возможно, вы об этом не знали, тем не менее мы сами недовольны. Поэтому и предложили в первую очередь начать трансформацию с алматинских центров", – пояснила Ассоль Акишева.

Пост Мируса Курмашева вызвал широкий общественный резонанс в интернете. Многие пользователи соцсети в комментариях поделились собственными историями и опытом общения с Центром занятости населения.