С годовщиной!
Послезавтра будет ровно год с момента последней девальвации в стране. По всей видимости, в календаре эту дату казахстанцы пометили чёрным. И теперь в канун годовщины ждут очередного валютного скачка.Послезавтра будет ровно год с момента последней девальвации в стране. По всей видимости, в календаре эту дату казахстанцы пометили чёрным. И теперь в канун годовщины ждут очередного валютного скачка.
И бизнесмены, и финансовые институты с осторожностью поглядывают на курс «зелёного». Никто не хочет наступать на те же «грабли», поэтому экономика ни на шаг не продвигается.
– Бизнес не заключает контракты. Банки не выдают кредиты, люди не знают, что делать. И ЕврАзЭс, и Украина – всё отошло на последний план по сравнению с этим, – с тревогой сообщил руководитель Ассоциации потребителей финансовых услуг Айдар Алибаев. – Ожидания девальвации провоцируют очень негативные вещи. Никто ничего не хочет покупать, заключать долгосрочные договоры. Если мы с вами захотим заключить договор, возникнет вопрос: в какой валюте это сделать? Если в долларах, то вы выигрываете, я проигрываю. Если в тенге, то наоборот. Вдруг заключим договор, а тенге завтра рухнет? Мы же этого не знаем. В результате бизнес стоит. Предприниматели не покупают комплектующие, потому что могут быть девальвационные риски. Банки не дают кредит в валюте. Формально с точки зрения закона они не должны отказываться. Но когда человек приходит, они говорят: «Бери тенге!». Какой-нибудь операционист предупреждает: «Не рассчитывайте, в долларах вам не дадут». Человек не может взять кредит в валюте. А ему нужны доллары, чтобы он мог расплатиться за оборудование. Предприниматель не берёт кредит, значит, бизнес стоит.
– Вы сами как думаете, будет девальвация?
– Она будет. Только никто не знает когда. Мгновенно будет курс меняться или плавно? И насколько вырастет доллар?
– Скорее всего, мы должны выровнять курс доллара с Россией.
– Это всего лишь предположение. Если отталкиваться от вашего предположения, если у нас было соотношение с рублём один к пяти, то тенге надо уронить в два раза. И доллар должен стоить 330 тенге. Чем это обернётся для людей, для бизнеса и экономики в целом?
– А как же заявление Нацбанка о том, что доллар будет держаться в коридоре до 188 тенге?
– Этот коридор имеет определённый срок хранения. И потом те факторы, что оказывают давление, не исчезают: дешевеющая нефть, падающий рубль, санкции, наша разваленная экономика. Всё это есть…
Казахстанцы готовятся к очередному «чёрному» дню, скупая в магазинах сахар, рис и макароны. В некоторых супермаркетах перестали выставлять новые товары. Тем временем информированный источник сообщил Агентству КазТАГ, что в Алматы состоялось совещание руководителей и топ-менеджеров крупных банков второго уровня в закрытом формате. Собеседник рассказал агентству, что 11 февраля пройдёт расширенное заседание правительства. Не исключено, что до этого заседания руководители банков второго уровня выступят с обращением к президенту страны, премьер-министру и председателю Национального банка или, скорее всего, озвучат свою позицию по поводу национальной валюты.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Генеральный директор АО СП «Белкамит» Павел Беклемишев:
– Мы работаем в прежнем режиме и не ждём повышения курса валют. Очередная девальвация может привести к социальному взрыву. Также считают и в правительстве. Думаю, что доллар будут держать.
Председатель Ассоциации предприятий лёгкой промышленности РК Любовь Худова:
– Ожидание девальвации, по всей видимости, есть. Мы только сейчас ходили в БанкЦентрКредит, решали вопрос с кредитом. У нас и КазСПО-N (компания, которая занимается изготовлением спецодежды) не может получить заём.
Представитель Ассоциации банков РК (пожелал остаться неизвестным):
– Если банки не выдавали кому-то кредиты в долларах, то совсем по другой причине. И это не связано с ожиданием девальвации.
Президент Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимир Лик:
– У нас другая проблема. Мы закрыты для экспорта с прошлого года, и нам не хотят его открывать. Крупные заводы не нарастили объёмы производства (даже, наоборот, снизили) и потянули нас за собой. Закрылся российский рынок из-за падения рубля. В результате мы стоим и не работаем. Кроме того, нас добивают проверками налоговики. У меня сын занимается грузоперевозками. Не могу сказать, из-за чего именно предприниматели не подписывают договоры, но грузов нет. В феврале ещё ни одного рейса не сделали.