Поправки в Гражданский процессуальный кодекс по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек презентовали в Мажилисе Парламента Казахстана.

Председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Мейрамбек Таймерденов рассказал, что законопроект стал следствием общественного запроса на реформу гражданского процесса.

"Елбасы, а затем и президент Касым-Жомарт Токаев прямо указали на необходимость модернизации системы отправления правосудия. Главная цель – оптимизировать процесс, сделать его современным и необременительным ни для суда, ни для сторон. Приоритет – права и законные интересы наших граждан и юридических лиц. Они ни в коем случае не должны пострадать", – сказал Мейрамбек Таймерденов.

Он добавил, что законопроект состоит из трёх магистральных направлений:

  1. Современный формат работы судьи и других участников судопроизводства.
  2. Оптимизация гражданского процесса.
  3. Цифровизация судопроизводства.

"По первому блоку предлагаем концептуально изменить роль судьи в процессе. Сегодня судья связан позициями сторон, представленными доказательствами. Очень часто он, прикрываясь беспристрастностью, самоустраняется от установления истины по делу, а страдает справедливость. Платой за это является доверие к судебной системе, к правосудию, к государству", – считает спикер.

При этом он отметил, что никто не отменяет принцип состязательности и равноправия сторон.

"Эта норма заложена в нашем гражданско-процессуальном законодательстве, однако и доводить до абсурда её нельзя. Принципы должны работать в интересах защиты субъектов права, истцов и ответчиков", – добавил представитель Верховного суда.

Согласно законопроекту, казахстанские судьи смогут:

  • обсуждать со сторонами обстоятельства дела;
  • назначать официального представителя – адвоката;
  • по своей инициативе истребовать доказательства, направлять судебное поручение.

Комментируя второй блок поправок, куда вошли вопросы оптимизации гражданского процесса, Мейрамбек Таймерденов отметил, что сейчас весь мир двигается в сторону упрощения системы отправления правосудия.

"Это востребовано людьми. Наши граждане хотят оперативно и эффективно разрешать свои вопросы, а встречают на самом деле обратное. Зачем вызывать стороны, если они этого не хотят и в этом нет интереса? Письменный процесс во многих развитых странах вытеснен устным. Мы в этих поправках предлагаем повысить порог для дел упрощённого производства", – сказал Мейрамбек Таймерденов.

В законопроекте предлагают поднять предел по МРП для упрощённого производства. Для физических лиц – с 200 до 1000 МРП. Для юридических лиц – с 700 до 2000 МРП. Это изменение коснётся участников примерно 30 тысяч дел.

Также предлагается сократить число промежуточных определений, выносимых в гражданском процессе, вполовину.

"Они ничего не дают ни судье, ни гражданам. Сейчас в судах фиксируется информация в системе "Торелик", то есть практически всё записывается. С момента поступления дела в производство и до вынесения решения судья выносит 14 судебных актов в виде определения. Для вынесения этих определений судья вынужден вызывать стороны или выслушивать их мнение. Мы хотим сократить их до семи, оставить основные ключевые вопросы, касающиеся гражданских дел", – сообщил Мейрамбек Таймерденов.

"Третий блок поправок – цифровизация. Реформы последних лет в судебной власти позволили сделать правосудие в Казахстане одним из самых доступных и оперативных в мире. Казахстан в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка по этому показателю занимает четвёртое место из 190 стран мира, но это не предел и останавливаться нельзя", – добавил спикер.

Дела приказного и упрощённого производства, рассматриваемые без вызова сторон, предлагают перевести в электронный формат при согласии участников процесса. По делам искового производства такой формат также может определяться с учётом мнения сторон.

Также законопроект включает в себя применение ряда других новшеств:

  • электронный протокол;
  • дистанционное участие в процессе;
  • использование участниками процесса электронных гаджетов и других технических средств.