Самовольная добыча общераспространённых полезных ископаемых идёт по всему Восточному Казахстану, об этом сообщает пресс-служба областной прокуратуры.

В областной прокуратуре Восточно-Казахстанской области рассмотрели вопросы применения законодательства о недропользовании. Как показала проверка представителей надзорного органа, уполномоченные органы не в полной мере справляются с поставленными перед ними задачами, отсутствует системный контроль и надлежащая работа по профилактике и пресечению правонарушений в этой сфере.

"Учитывая, что основная часть строящихся объектов расположена в городах Усть-Каменогорск и Семей, самовольная добыча гравия, песка, глины, щебня и других ОПИ в большинстве случаев происходит на территории этих городов, а также в прилегающих к ним районах", – говорится в сообщении.

Прокуроры выявили в Усть-Каменогорске девять карьеров, в Семее – шесть. Работу на объектах проводили без разрешительных документов. 101 предприятие, имеющее контракты на добычу и разведку ОПИ, для оформления права землепользования в местные исполнительные органы не обращалось.

"Выявлена неточность в отчёте акимата Усть-Каменогорска о наличии земель. С 2013 года по настоящее время в графе "сведения о площади нарушенных земель" указывается одна и та же площадь – 787 га. При том что количество незаконных карьеров на территории города растёт и, следовательно, увеличивается площадь нарушенных земель", – говорится в сообщении.

Около 100 недропользователей не исполняют свои контрактные обязательства. Например, одна из компаний, ответственная за разведку и добычу меди на месторождении "Максут", должна ежегодно отчислять в местный бюджет на развитие социальной сферы порядка 50 млн тенге. Однако перечислила всего 10,6 млн тенге. При этом превышение объёма добычи от плана составило в 2016 году – 97,7%, в 2017 году – 142%. В настоящее время по всем предприятиям ведётся процедура взыскания.

"Следует отметить, что практика рассмотрения уголовных дел в сфере природопользования сведена к минимуму. За последние три года в суд было направлено всего два дела. В связи с чем по поручению прокуратуры области ДВД совместно с департаментом экологии разрабатывают методику расследования уголовных дел. Также решается вопрос закупок оборудования для проведения маркшейдерских и геодезических работ, формируется реестр незаконной добычи недр", – говорится в сообщении.